Пастор церкви Новое Поколение Алексей Ледяев

Назад Все проповеди Алексея Ледяева Дальше

Долги оправданные и неоправданные

Семинар пастора Алексея Ледяева (церковь "Новое Поколение")

15 декабря 2002 года, Рига, Латвия

Наше отношение к долгам. Хочешь или не хочешь, но вокруг этого вопроса вращаются почти все жизненные проблемы. Деньги есть деньги. Мы зависим от денег, зависим от их достатка или недостатка, поэтому нам необходима правильная позиция относительно долгов.

Вопрос звучит всерьез: "Можно ли обойтись без долгов?"

Или все-таки они неизбежны и неминуемы? Мы с вами должны посмотреть, что Библия говорит об этом.

Пр. 22:2-7 - Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь. Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются. За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

Во-первых, Соломон говорит, что в жизни встречаются и богатые, и бедные. И тех, и других создал Господь.

Господь не творил нищеты. Господь сотворил человека. А быть богатым или бедным - это уже выбор самого человека.

Быть человеком - это не выбор. Бог нас сотворил. Но каким человеку быть - это уже его собственный выбор.

Богатый и бедный встречаются.

И это Бог устроил так, чтобы богатые встречались с бедными. Для чего? Не для того, чтобы богатые стали бедными. А для того, чтобы бедные стали богатыми.

Бодо Шефер как-то сказал, что нищета (равно как и успех) - это как заразная болезнь. И с кем человек общается, от того и заражается.

Если бедный встречается с богатым, то "зараза" богатства все-таки должна победить "заразу" бедности. Я ни разу еще не встречал такую ситуацию, когда богатый человек, встречаясь с бедным, стал нищим.

Напротив, видя убожество и серость этой жизни, он еще раз утверждается в том, что он живет правильно и по правильным догматам веры. Само его социальное положение или само процветание, финансовая защищенность говорят о том, что этот человек живет по правильным принципам.

Нищета же говорит о том, что человек где-то не догоняет, где-то нарушает какие-то правила. И чтобы ему просто улучшить свою жизнь, необходимо эти правила выполнять.

Пр. 22:3 - Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

Здесь речь идет о правилах. Начало богатства - благоразумие. Благоразумный видит беду и уклоняется. Благоразумный не ввязывается ни в какие аферы, сомнительные предприятия. Сколько сегодня существует различных сомнительных вариантов: поехать в Испанию заработать или в Финляндию клубнику собирать, или в Америку гостиницу убирать, или в Турцию посуду мыть, или еще куда-то. Сегодня эти агентства на каждом углу. Но только неопытные могут клевать на эти "агентства".

Опытный скажет: "Если я в своем родном городе, в своей родной церкви не добился успеха, то в чужой стране, не зная языка, не зная отношений, не имея поддержки, тем более процветание мне не светит.

Благоразумие - начало всех начал.

Когда же человек нищий, то он должен быть честным и признаться себе, по какой причине деньги ушли. Если бедный человек не поставит "диагноз своей болезни", никакие лекарства ему не помогут. Если он жил по этим правилам, живет по этим правилам, залетел в нищету по этим правилам и продолжает жить по этим правилам, то финансовая ситуация у него никогда не изменится.

Когда попадешь в какую-то беду, вот здесь и нужно честно все проанализировать и сделать какой-то вывод: почему, по какой причине это случилось.

Люди, которые укрываются от беды, - это люди смиренные перед Богом.

Во-первых, благоразумные, во-вторых, смиренные.

Пр. 22:4 - За смирением следует страх Господень, богатство, слава и жизнь.

Оказывается, люди, которые достигают успеха, характеризуются, во-первых, благоразумием. Это люди аналитического ума. Они могут анализировать ситуацию, взвешивать все "за" и "против", сопоставлять и выбирать лучший вариант.

Во-вторых, они смиренны. Что такое смирение? Это когда даже если что-то не нравится, но может привести к успеху, человек идет этим путем. Человек способен свои амбиции принести в жертву успеху.

Жизнь признает только те схемы, которые утвердил Бог. Нашу наивность жизнь прощать не будет. Наивные схемы - это как на шлюпке выйти в океан и надеяться его переплыть: "Я верю, что Бог поможет". Но чтобы действительно пересечь океан, нужен научный подход и серьезная подготовка. А жизнь - это сложнее, чем море. Это сложнее, чем высокие вершины. Жизнь не прощает наивности. Поэтому здесь должно быть смирение перед теми схемами, которые Бог предлагает нам. И вот когда человек смиряется перед ними, когда он благоразумен, и приходит страх Господень, приходит и богатство.

Пр. 22:5-6 - Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них. Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

Чему мы должны учить юношей? Чему мы должны учить наших детей от самого начала? Очень простой жизненной философии: бедный никогда не будет господствовать над богатым.

Богатые всегда будут господствовать над бедными. И никакое революционное учение Ленина, Карла Маркса и Фридриха Энгельса не поможет изменить эту жизненную философию. Они решили отменить Евангелие, поменять жизнь, ломануть Божьи законы и выдвинуть свои: "Мы протестуем против того, чтобы богатые господствовали над бедными".

Но как бедный сможет господствовать над богатым, если у него ума не хватает господствовать над своей собственной жизнью?! Бедным опасно давать рули власти, т.к. они всю страну сделают бедной. Мы должны с этим согласиться. Это жизненное правило: у кого деньги, у того и власть. И это правило не изменишь.

Бедных политиков не бывает. В этой жизни все дорого, поэтому богатый господствует над бедным.

И ты, юноша, выбирай, кем тебе быть. Хочешь быть богатым? Тогда знай, что путь этот идет через смирение, через благоразумие, через учение, через вразумление, через "пахоту" и т.д. К богатству ведет вот такая дорога.

А чтобы стать бедным, ничего не надо. Просто ничего не надо делать. Отдыхай, спи, загорай, смотри кино, сериалы и т.д. Крыша съедет, крапива вырастет, ограда обрушится. "Немного поспи, немного подремли…" Не надо напрягаться, давай дальше спи и отдыхай, и ничего не надо делать.

Для того, чтобы разрушить любое здание, не надо тракторов и бульдозеров. Просто ничего не надо делать, надо перестать вкладывать в него - и оно рухнет.

Отсутствие вложений - это самый сильный способ разрушений. Если государство перестанет вкладывать в спортивную федерацию, она заглохнет. Если государство перестанет платить деньги офицерам, генералам, вкладывать финансы в вооружение, - армия развалится. Если перестать вкладывать в искусство, оно зачахнет.

Самый лучший способ развалить государство, развалить церковь, развалить судьбу, развалить семью - перестать в них вкладывать. И отсутствие финансовых инвестиций разрушит и развалит все, что было.

Итак, первая позиция: "Богатый господствует над бедными", - это философия жизни. Так устроено государство, так устроена вся жизнь.

Если человек богатый, - это означает, что у него мозгов хватило быть богатым. Это значит, что у него характера хватило стать богатым. Это значит, у него усидчивости и усердия хватило. Он чем-то рисковал, но он достиг своего успеха. И уже этим он заслуживает определенного уважения.

Пр. 22:7б: "и должник делается рабом заимодавца".

Кто такой "должник"? Мудрый Соломон как бы вскользь говорит: "Есть люди, которые работают мозгами, руками. Есть люди, которые "пашут", находят свою нишу и получают свою удачу.

А есть люди, которые не работают, ленятся, отказываются напрягаться, но хотят процветать. Поэтому они упрощают свою жизнь долгами. Это люди, которые хотят на данный момент несколько снять напряжение безденежья. А потом они рассчитываются долгими годами каторжной работы. Это вместо того, чтобы за небольшой промежуток времени интенсивной пахоты, воздержания от каких-то там удобств обеспечить себе долгие годы жизни в достатке.

У каждого есть какая-то своя схема. Но быть должником - это негативная позиция. Должник - это раб.

Философия долгов. Кто-то дружит с долгами, кто-то сражается с долгами, а у кого-то - это образ жизни: один долг выбить другим долгом, как клин клином. И вся жизнь - это долги, долги, долги…

Вот позиция Соломона. Он говорит, что долги никогда не сделают человека процветающим. Долги или кредиты никогда не были путем к процветанию. Жизнь в долг - это иллюзия процветания. Долги - это путь в рабство.

Пр. 22:26-27 - Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: Если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?

Если тебе нечем заплатить, то зачем ты берешь долги? Ты говоришь: "Мне плохо!" Но из-за долга будет еще хуже!

Ты говоришь: "Телек отключили, электричество отключили…" Да, но ты пока еще в комнате. На улице жить еще хуже. Вот что такое благоразумие. Рассчитай, что будет дальше. Куда пойдем?

В область, где живут богатые, или в область, где живут бедные?

Дорога, которая ведет в бедность, называется очень просто: "Долги". Бери долги и иди в нищету.

Но есть люди, которые говорят: "Нет, я могу обойтись и без долгов". Павел говорил так: "Я научился жить и в недостатке, и в избытке"

Итак, первая позиция: долги - это плохо.

Лук. 6:30-31,34, 38 - Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.

Здесь мы чувствуем настроение, что Господь как бы и поощряет тех, кто просит или берет кредит. Взаимоотношения между неимущими и имущими.

"Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад". Здесь речь идет о практике: "дай взаймы". И Бог не дает нам право говорить: "Ты что, не слышал, что долги - это путь в рабство?" Человек приходит к тебе просить, а ты возьми и дай ему.

Наше отношение к бедным должно быть, как у Бога. Брать в долг - это их выбор. И не наше дело судить их. Хочет человек быть бедным, пусть будет бедным.

Бог как бы дает право человеку: "Всякому просящему у тебя давай".

И возникает как бы такое легкое противоречие: "Подожди, Господь, так Ты одобряешь долги или не одобряешь?" Господь отвечает: "Я-то их не одобряю. Но если человек сам их одобряет, то что Я буду делать с его одобрением? Ему же жить …"

Человеку надо же как-то жить. И здесь долг появляется как необходимость. И человек живет по таким правилам. А Бог, как ни странно, считается с жизненными правилами каждого из нас.

Лук. 6:34 - Давать взаймы и не ждать обратно.

Возникает как бы иллюзия, что мы плодим рабов и нищету. Но с другой стороны, долг - это как бы жизненное правило другого человека.

Друзья, я здесь сознательно ставлю эти две позиции:

долг как негатив

и долг как необходимость.

Где баланс?

Я думаю, каждый из нас хотя бы однажды занимал деньги. И бывало, что мы их не отдавали. Мы все хоть однажды напрягали своего ближнего. И бедный начинал учить богатого: "Ты должен прощать". А богатый лечит бедного: "А ты не должен занимать". И по-своему все правы. У богатых своя правда, у бедных своя правда.

Знаете, в чем здесь неправда? А в том, что бедный не имеет права учить богатого. Потому что богатый всегда выше его и имеет на своей стороне всю правду. Если ты у него занимаешь деньги, то не учи его жизни, потому что он уже научился чему-то. Если ты у него взял деньги, ты уже зависишь от него.

Итак, друзья, можно ли прожить без долгов или это все-таки необходимость? Откуда появляются долги?

Оказывается, мы часто желаем не то, что нам необходимо. А то, что нам нужно, мы желаем не всегда. Оказывается, то, что нам нужно, не всегда соответствует тому, что мы хотим.

Например. Спокойно можно обойтись без телевизора. Спокойно можно обойтись без сателлитной антенны. Спокойно можно обойтись без компьютера и Интернета. Спокойно на сегодняшний день можно обойтись даже без мобильника. Но мы говорим: "Ни за что!" И появляются потребительские долги.

Мы сегодня говорим о долгах оправданных и неоправданных. И вот мне бы, друзья, хотелось, чтобы вы поделились своей жизненной философией относительно долгов. Расскажите, что было в то время, когда долги были вашими друзьями. И что стало, когда долги стали вашими врагами. Но первый вопрос: "Откуда появляются долги?"

Надежда

- Это очень актуальная проблема сейчас в моей жизни. Я работаю в школе, и нам дают возможность иметь потребительские кредиты в банках. И я воспользовалась этим. Воспользовалась и стала приобретать эти кредиты. Я верующая, служу Богу. Финансы у меня достаточно хорошие. Но в то же самое время я никак не могу выйти из этого круга долгов. Я беру в кредит, оплачиваю, но появляются другие долги: квартирные счета, какие-то вещи приобретаю. Я не могу выйти из этого круговорота. Все равно всегда есть долг в пределах 300 латов. И еще я имею страх от мысли: а смогу ли я выплатить долг? Была такая возможность, когда не было долгов ни в одной сфере, но приходили желания, и я опять брала кредиты, зная, что я расплачусь за 6 месяцев, за 3 месяца.

- Скажите, долги - это болезнь или нет?

- Я думаю, что если есть работа, то это небольшая "болезнь", типа насморка. Долги возникают, т.к. появляется сильное желание приобрести что-то лучшее в свой дом, а средств не хватает, чтобы купить.

- Можно ли это назвать опережением своих возможностей? Это "болезнь"?

- Да. Потом это как-то переходит в болезнь.

- Т.е. когда ты на "запорожце" пытаешься перегнать "мерседес".

- Вот я, например, хочу сейчас машину купить. Мне уже готовят кредит. И я знаю, что через полгода отдам эти деньги. А когда у меня будет машина, то появится возможность больше заработать.

- А скажите, можно было бы обойтись без кредитов? Может, переждав какие-то год-полтора, вы смогли бы приобрести машину без долгов? Можно было бы дотерпеть или нет?

- Это трудно, потому что трудно сэкономить. Финансы постоянно куда-то утекают. А тут как бы большая сумма, и ты берешь.

- А не кажется ли вам, что когда ты берешь большую лизинговую сумму, то эта сумма потом каким-то странным образом к концу выплаты вырастает раза в два. И получается, что ты ту же вещь покупаешь по цене в два раза большей. Насколько это оправданно или не оправданно?

- Маленькие потребительские долги как бы оправданны, потому что при соответствующих оборотах ты недалеко уходишь в долги. Остается этот круговорот на небольшую сумму в 200-300 латов. Но никак не уйти от этой суммы.

- Как болячка, которая появилась. Вроде и не больной, но с болячкой.

- И в то же время, когда смотришь на свою судьбу, то видишь, что не отстаешь от современности.

Давайте обобщим. Долги появляются из-за того, что человеку хочется обогнать те возможности, которые он имеет на данный момент. И этот скачок требует определенных инвестиций.

Хорошо это или плохо зависит от того, какой у тебя финансовый background. Если у тебя есть расчет, что ты их погасишь, тогда это долги оправданные. Но если тебе нечем заплатить, тогда зачем набираешь их? Красный сигнал: зачем тебе доводить себя до того, чтобы из-под тебя даже постель взяли? Я думаю, не стоит.

Итак, мы вычислили, что долги появляются из-за большого желания опередить эту необходимость и время.

Миша

- Я считаю, что долг появляется после того, как мы пытаемся искусственно расширить свое финансовое пространство.

- Иными словами, долги - это покушение на границы экономического пространства, которое на данный момент тебе определил Бог. И по твоему мнению, что такое долг?

- Долг - это болезнь. Я сам имел небольшой долг, всего 300 долларов. Я занял деньги на покупку куртки. У меня была куртка, но мне захотелось получше. А финансы мои на то время не позволяли ее купить. И я занял деньги, но потом полтора года не мог отдать их. Эти люди мне постоянно о них напоминали. Где бы я ни был, меня постоянно унижали, "задавливали" напоминаниями об этом долге так, что я чувствовал себя неспокойно.

- Это так неприятно - чувствовать себя рабом, когда тебе постоянно напоминают: "Ты за куртку рассчитался? Что же ты ее носишь?" И как вы теперь считаете: можно обойтись без долгов?

- Можно, даже нужно.

- Каким образом?

- Пользоваться тем экономическим пространством и позволять себе то, что Бог тебе определил именно на это время.

Анатолий

- Хотел бы уточнить. Долги могут быть двух видов: потребительские и на развитие дела. И они имеют совершенно разный характер. Потребительский долг, на мой взгляд, приходит от похоти очей. Люди ходят в магазины, смотрят, им что-то нравится… Минусовой баланс тянет вниз.

А бывает, человек берет на развитие. Приведу пример. Молодая учительница со своим мужем уехали из Риги в Тукумс и открыли там салон красоты. У них был бизнес-план, и они взяли кредит. Через пару месяцев отдали. Взяли второй, через пару месяцев опять отдали. Сейчас это крупнейшее предприятие в Тукумсе, куда люди идут, идут и идут.

Этот человек брал кредит на дело, которое ему указал Бог. Бог дал идею, чтобы поставить дело, и потому у них все это добавилось.

- И поэтому работает Луки 6:30.

- Получается, да.

- Можно задать вопрос? Если существующего экономического пространства недостаточно для того, чтобы открыть бизнес, то долги, которые являются все-таки покушением на это экономическое пространство, но которые в дальнейшем все-таки приводят к развитию бизнеса, - это грех?

- Это не грех. Представьте себе, я прихожу к вам и говорю: "Дайте мне на два дня вола. Через два дня я вам их верну".

Если вы меня знаете, можете ничего не спросить. А если захотите спросить, то скажу: "У меня там 10 тонн золота. Мне нужны волы, чтобы перевезти его. А если эти волы сдохнут, то на это золото я куплю вам двух волов. И у меня еще золото останется". Что ж вы, не дадите?

- А какое основание должно быть у человека, чтобы оно могло гарантировать ему возврат денег? Кому можно брать, а кому нельзя брать долги? Посоветуйте.

- Но ведь это же по силе. Бог каждому дает по силе. Даже в русских сказках можно прочитать: должен взять столько, сколько сможет унести.

- Но здесь же верующие.

- Если верующие, тогда поступайте по слову Господа. Если Бог говорит: "Бери кредит", -бери кредит, пройдешь. Но если у тебя нет мира в сердце, это значит, что ты прешь против Бога.

Итак, мы выяснили, что существуют долги и оправданные, и неоправданные. Если у человека мозги работают, есть предпринимательская жилка, есть способность пускать это серебро в оборот, то, вероятно, долги или кредиты оправданны.

- Я бы хотела это оспорить. Я также занимаюсь бизнесом, и мне тоже приходилось периодически брать в кредит, брать в долг. И все время я отдавала, отдавала, отдавала.

Но могут быть непредвиденные обстоятельства. Может побиться машина, и тебе надо будет ее отремонтировать. А на это надо будет потратить дополнительные деньги, и ты просто не сможешь отдать кредит. И уже получается, что ты в рабстве.

Я считаю, что Бог никогда не скажет тебе брать в кредит. Мне кажется, что Он считает, что долг - это рабство. И мне кажется, что если Бог захочет, чтобы у тебя был этот бизнес, Он даст тебе на него деньги.

Бог дал мне идею, и нужна была определенная сумма на бизнес. Ко мне домой пришел человек, принес 2000 долларов и сказал: "Мне Бог положил на сердце дать тебе эти деньги для бизнеса".

Я считаю, что если твое дело, твой бизнес - это воля Божья, то Он как-то по-другому даст деньги, но не заставит влезать в долги.

- Т.е. Он не толкнет нас на путь рабства.

- Да. Долг - это рабство. Ты постоянно переживаешь, не спишь, мучаешься. Это рабство.

Еще одна точка зрения: можно обойтись даже без кредитов на развитие, получив от Бога необходимую сумму. Т.е. бизнесмены бывают двух типов: "кредитные" и "бескредитные".

Вот мы были у Анселма Мадабуко в Нигерии, где экономика вообще полуразрушена. Он сказал: "Мы не взяли ни одного кредита на постройку церковного здания. Мы не взяли ни одного кредита, чтобы купить джип "Поджера". И у них теперь два джипа и мерседес эксклюзивного исполнения. Он сказал: "Мы все это взяли без кредитов".

Потом он показал нам дом, в котором он живет, - трехэтажный особняк - и сказал: "Я построил его за год. Бог мне дал деньги и сказал: "Кредиты не бери"."

Это его путь. Есть такая позиция. И это как раз то, что подтверждает мнение предыдущего оратора.

Я не говорю, что это идеальный путь. Каждый идет своим путем. И есть модели, которые тебе или более, или менее импонируют.

Но существует все-таки и кредитная система. Я точно знаю, что Бог против рабства, а значит, против всяких путей, которые ведут в рабство. Поделитесь опытом, пожалуйста, как избежать рабства в области кредитов.

Света

- У меня тоже, к сожалению, негативный опыт с долгами. Я очень четко помню момент, когда я стояла перед выбором: "брать кредит или нет". Т.е. начинать этот путь брать в долг или нет. Я много читала о том, что можно жить без кредитов. И когда настал этот момент выбора, я знала, что мне нужно идти молиться, что мне нужно получить слово от Бога, получить обетование и стоять на нем, чтобы не брать в долг. А мне поститься и молиться не хотелось в тот момент. Это было легче: пойти и занять деньги. Я это сделала, и дальше понеслось: я начала отдавать, потом снова брать… И это идет, идет и идет.

- Значит, все-таки даже кредиты на развитие могут привести нас в рабство?

- Да.

- Как справиться с этим? Есть возможность или нет?

- Есть. Надо получить слово от Бога и стоять на нем. Надо верить Богу и уповать на Него.

- Итак, если человек все-таки решает брать кредит, то он освобождается от духовного напряжения. Как? Молитвой, через которую он все-таки идет сверхъестественным путем, почти как по острию ножа: "Бог, дай мне деньги!" И получить деньги от Бога из непредсказуемых источников, согласитесь, всегда сложнее, чем получить кредит из известного банка, адрес и название которого известены. Здесь уже Бог смотрит на сердце.

И если для человека этот выбор - легкий путь, по которому можно пойти, игнорируя духовные рычаги, то, естественно, игнорирование духовных принципов, о которых ты знаешь, как раз и работает в негативную сторону. Все, что не по вере - грех. Тогда кредит - это "болезнь", которая рождается по причине неверия.

- Да, потому что это легкий путь недоверия.

- Вот еще одно интересное определение. Спасибо.

- Я хочу рассказать о том, как Господь помогает выбираться из этих долгов. У меня есть фирма, и у меня есть помощник, который тоже верующий. И он ввел меня в долги.

Я занимаюсь отправкой евреев в Израиль. Мой помощник взял у человека, которого отправляли, 2000 долларов без моего ведома. И когда пришло время этому человеку выезжать, этот факт вышел наружу. Его надо отправлять, и тут человек говорит: "Я милицию вызову!" Фирма в ответе. Он - мой помощник, отдать не может, и я, как руководитель, беру ответственность на себя.

Я сильно молился, и Бог показал мне одну женщину, которая тоже собиралась ехать позже в Израиль. Тогда мне просто неоткуда было взять эти деньги, и я попросил у нее в долг на какое-то время. Я молился Богу, и Господь расположил ее сердце.

У меня был долг в 2000$, и я должен был ее отправлять буквально через месяца два. Но когда я начал уже оформлять ее к отправке, она сказала: "Ты знаешь, я хочу тебя благословить".

Это Бог расположил ее сердце. Я не рассказывал ей эту историю. И я хочу сказать, что после того, как я принял решение покрыть этот долг, который был у меня через помощника, я живу и работаю без долгов. У меня их нет. И кредиты я не беру, потому что считаю, что это проклятие. Долг - это такое проклятие!

Знаете, когда ты реально почувствуешь, что Бог тебе помог выбраться из долговой ямы, ты больше не захочешь туда лезть.

- Спасибо за ваше свидетельство.

Светлана

- У меня в жизни сложилась такая ситуация, что я потеряла работу. Но я приняла решение (я просто имела откровение, что долг - это проклятие) и сказала Богу, что не буду занимать ни одного сантима: "Господь, Ты обещал заботиться обо мне, и Ты обещал исполнить Свое слово". И я должна сказать, что на это мое решение Бог действительно ответил. Два года я была безработной, и я не заняла ни одного сантима.

Потом я получила работу. Но зарплата небольшая: отложишь десятину, отдашь кесарю, и остается очень мало. И здесь опять должна сработать вера.

Он обещал позаботиться. Если не хватает зарплаты, Он дает. Бывает, мы не укладываемся в то финансовое пространство, которое нам дает Бог. И нет веры, не хватает веры в обеспечение от Господа, и человек начинает метаться: "Вдруг Бог не даст? Вдруг Бог не поможет?" И он идет и просит у людей: "Одолжи, одолжи". А потом накапливается долг. И когда человек получает зарплату, отдает долги, то на жизнь опять ничего не остается.

А я говорю: "Не занимай! Проси у Бога. Бог тебя голодным не оставит. Он сказал, что праведник не будет без куска хлеба. Жди. Один день посидишь голодным, но ничего же страшного в этом нет! Не умрешь ведь! Надейся на Бога, учись верить Богу, доверять Ему, уповать. Он же сказал, что все надеющиеся на Него не будут постыжены". И у меня в жизни это работает.

- Т.е. можно обойтись без долгов?

- Можно обойтись, 100%.

Мы можем рассуждать о кредитах и долгах с позиции бизнеса и с позиции обыкновенного заурядного гражданина. В бизнесе есть свои законы, а для потребителя, для обыкновенных людей есть другие законы. Скажем, бизнесмен говорит: "Извините, развитие бизнеса всегда требует дополнительных капиталовложений". Но если ты просто домохозяйка, или работаешь водителем троллейбуса, или пастором, здесь уже по-другому философия жизни складывается. Поэтому подчеркивайте, о каком социальном уровне идет речь.

Вадим

- Я сразу буду говорить о двух уровнях. Я был тем и был другим. Получилось так, что какое-то время назад я поехал в Англию и заработал неплохие деньги. И когда я вернулся, у меня была хорошая сумма.

Я четко знал, что это мне дал Бог. И я как-то не мог эти деньги просто потратить. Я знал, что эти деньги для чего-то нужны. И постепенно эти деньги ушли, рассосались.

И буквально на следующий день после приезда ко мне подошли и предложили: "Есть работа за 120 латов в месяц: работать ночами в пекарне". Когда ты получал 200-250 фунтов в неделю, а теперь тебе предлагают 100 латов в месяц и ночами работать, то твою гордыню ломает. Очень сильно ломает.

Когда я в Англии работал, я неплохо выучил английский язык, и уже тогда начал ходить в баптистскую церковь. Приезжали проповедники, и я их переводил. И мне предложили поработать переводчиком. Сначала переводчиком, потом преподавателем английского языка в школе, но у меня не было специального образования. Через какое-то время появились студенты-индивидуальники, и у меня появилось желание начать свою школу.

Как бы появились толчки такие в этом плане. Я видел, как это все сделать. И эту идею я вынашивал где-то 3,5-4 года. Но не было достаточной суммы, потому что для того, чтобы арендовать помещения, нужно мебель купить, все программы. Это стоит достаточно дорого. И приехали шведы - люди, в общем-то, неверующие. Но один из них сказал: "Дай мне конверт". Я сходил, он положил в него деньги, и я принес их домой.

А утром этого же дня мы с женой говорили о том, что нужно открывать свою школу, а денег нет. Мы уже придумали название, решили назвать "Логосом" и просто помолились: "Бог, если Твоя воля, если Ты этого хочешь, то мы верим, что необходимые деньги найдутся".

Этот человек дал сумму, и там было ровно столько, сколько нужно было на регистрацию, на оформление всех документов и на то, чтобы стартануть.

В течение нескольких лет мы уже работаем. 3-4 года. Я сам преподаю, работает несколько преподавателей.

Часто бывает так, что когда у человека появляются деньги, он начинает покупать мобильные телефоны. Один есть, надо круче. Если машина есть, нужны диски на нее. Ну и все, остальное пошло-поехало.

Когда мы начали заниматься этим делом, мы жили в однокомнатной квартире вчетвером. Мы и сейчас там живем. Но на расширение дела постепенно откладывались деньги. Нужные суммы. Экономическое пространство как бы вырастало, но внутри было такое видение, что нужно еще расширяться. Школа - это хорошо, но этого мало. И появилось желание сделать свою автомойку. И мы начали двигаться в этом направлении. И вот здесь опять чисто милость Божья. Ко мне подходит женщина и говорит, что можно купить участок земли.

Земли везде много продается. И в Риге, и по всей Латвии. Я говорю: "Нужно посмотреть, какая земля, сколько она стоит". Она принесла мне план земли. Там 3500 кв.м., но земля очень хорошая, и по оценке она могла стоить где-то 15000 латов. В то время пошел бум на супермаркеты, и все скупали землю.

Я должен был встретиться с человеком, который продавал, но он попал в тюрьму. Через три недели его все-таки выпустили, он меня нашел и продал мне этот участок за 2000 латов. Удивительно, что его вообще выпустили, потому что он совершил убийство.

Он продал мне за 2000 латов, хотя ему тогда уже предлагали 5-10 тысяч. Я ему говорю: "Слушай, у меня-то только 2000 латов. Я могу тебе это дать. Больше не могу". Но он уперся, что "я ему нравлюсь", что ему "хочется, чтобы у меня все было хорошо". Я ему доказывал, что не могу дать больше, но он очень хотел, чтобы именно я купил эту землю.

В конечном итоге я ее купил, но вот здесь пришлось взять кредит. А сумма была нужна для того, чтобы построить стоянку с мойкой. Мы пошли в банк, написали правильный бизнес-план без всяких преувеличений. То, что мы реально можем. И банк пошел навстречу. Опять же, эти деньги как бы есть, но вроде бы я к ним никакого отношения не имею. Я хожу каждый день в школу, преподаю, учу людей английскому языку и живу на то, что получаю с уроков английского языка. А все, что касается автосервиса - это как бы в перспективе. Через 4 годика разовьется и будет лучше.

- Т.е. если есть оборотные средства, если есть финансовый background и ты можешь рассчитывать, что ты покроешь этот кредит, то это оправданно.

- Я думаю, что да. Если есть здравость, если уже получается. Да и банк всем подряд тоже не даст.

Может, это и кабала. Я понимаю, что несколько лет этих денег я все равно видеть не буду. Но максимум, что я потеряю, - это те 2000 латов, которые я вложил изначально.

- Т.е. был заложен очень прочный фундамент личной веры, когда вы двигались. И когда уже есть фундамент, то сильный делает все произвольно.

- Я верю, что изначально это движение начал Бог. И если Бог это начал, то даже и в строительстве видно, что хотя кредит, может, и проклятье, можно как угодно называть, но я вижу, что на каждом этапе там были благословения.

- Я думаю, что кредит - это проклятие только в определенных случаях. Если тебе нечем заплатить, вот тогда кредит - проклятие. Человек берет на себя просто невыполнимые кабальные условия, рассчитывая, что Бог ему поможет. Проклятие приходит от неправильного отношения к тем же кредитам.

Но сам кредит может быть как огонь. Он может согреть тебя или сжечь. Все зависит от температуры и масштабов этого огня.

- Я лично против таких кредитов, когда, получая 150 латов в месяц, люди покупают мобильный телефон в кредит, а потом несколько месяцев по 30-40 латов в месяц отдают. Это нездорово, это ненормально. Это уже потребительство. А потом еще компьютер возьмут, еще что-нибудь, и получается…

Спасибо. Очень хорошее свидетельство. Т.е. в этом случае, друзья, приемлемо то правило, которое Иисус Христос однажды высказал: "Если ты хочешь строить башню, сядь и посчитай издержки, чтобы, когда начнешь строить, твою "башню" не снесло, чтобы у тебя хватило, начавши строительство, закончить". Т.е. вера в действии - это расчет. Вера базируется на логике. Вера базируется на разумном взвешенном бизнес-плане. Здесь отсутствует иллюзия, такая галимая харизматика: "У меня ничего нет, но завтра у меня все будет". Все это ерунда. Все это напоминает мне ту ситуацию из анекдота, когда харизмат в преисподней твердит всем чертям, что он на небесах.

- В прошлом я знала некоторых бизнесменов, которые любили брать кредиты. И у них и бизнес-план был, и хорошие мысли были. Но где-то они все равно подрывались, и некоторые фирмы, даже очень большие, просто рушились. Потому что человек не может все предусмотреть.

И если все-таки есть какие-то законы веры, о которых Бог говорит в Библии, то надо высвободить такое помазание, чтобы пришли финансы на то, что ты хочешь сделать. Потому что Бог свыше это дает, сверху приходит прорыв в бизнесе, в процветании.

А если человек хочет снизу это расширить раньше времени, то все-таки в этом плане я видела очень много негативного опыта.

Я - мама троих детей, и я не бизнесмен. Но у меня был такой опыт. Я очень хотела купить туфли. И я заняла деньги, чтобы их купить. Но туфли оказались некачественные, быстро порвались, а деньги я долго не могла отдать. А перед этим я Богу обещала, что никогда не буду брать в долг. И вот для меня был такой очень хороший урок. Я решила, что теперь уже точно не буду брать в долг.

И у меня есть еще одно свидетельство. Я очень долго хотела вырваться из той квартиры, в которой я жила. Я жила около Генскалнского рынка. У меня была очень сырая квартира. Угловая. Я хотела в Иманту переехать, но мне говорили: "Чтобы тебе переехать, нужно доплатить или поменять на однокомнатную". Но на однокомнатную я не хотела.

Я молилась Богу, и я ждала, когда от Бога придет это чудо. Хотя была возможность, может быть, взять какой-то кредит и поменяться. Но я ждала и верила. И это время пришло. Я продала свою квартиру, в которой я жила, и Бог дал мне такое чудо, что я купила двухкомнатную квартиру в Иманте, погасила все долги, и у меня еще осталось немного денег.

Я теперь уверена, что если ты веришь Богу, доверяешь Ему, то твое время придет, и не надо будет влезать в долги. Бог сделает чудо для тебя. Это мой личный опыт веры.

Спасибо. Вероятно, здесь присутствует такой оттенок, когда Иисус говорит, что блаженнее давать, нежели принимать. Я вижу так, что философия кредитов выгодна тогда, когда ты даешь кому-то кредит. Вот в этом плане это позитивно. Блаженнее давать кому-то кредиты, нежели кому-то брать кредиты. Позиция опять в пользу богатых. Пожалуйста.

Владимир

- Я хочу поговорить о том, что делать, если что-то очень хочется. Я был бедный, но мне очень хотелось взять землю и работать на земле. Я проанализировал то, что у меня было. У меня была машина "Тайота". Я выбрал пастора и благословил его машиной. Стал нищий. Но через два года мне дали землю. Теперь у меня три машины, пять тракторов и комбайн. И я сейчас работаю.

Я считаю, что раздвинуть экономические пространства можно не кредитами, а пожертвованиями, опираясь на завет с Богом.

- Еще раз перечислите ваш автопарк.

- Три машины, пять тракторов, комбайн, всякая сельхозтехника.

- Вот это жатва! Вот это духовный принцип!

- Я бы хотел немного продолжить о том, что долг - это, конечно, проклятие.

Я живу без долгов. Как пришел в церковь, у меня ни одного долга никогда не было. Я могу давать. Конечно, я не как банкир, но определенным людям я всегда могу помочь.

А все это из-за того, что я всегда отдавал десятину. И у меня есть дерзновение не ходить и не брать долги только потому, что я Богу не задолжал. Я не обворовывал Бога, и, соответственно, я никогда не брал ни у кого лишних денег. И у меня есть дерзновение веровать Богу, что это Он (а не человек) выведет меня на пространную дорогу. Он, именно Он, меня выведет. У меня есть уверенность в том, что когда человек отдает десятину, Бог его никогда не оставит.

Откройте справочник Галлея и посмотрите, когда Израиль впадал в рабство. Если вы не верите тому, о чем здесь учат в церкви, откройте справочник и убедитесь на истории Израиля. Как только Израиль переставал давать десятину Богу, он попадал в рабство. Там еще так интересно: царь плохой, царь хороший, царь плохой, царь хороший, царь плохой, царь хороший… Оказывается, как только царь был плохой, он разгонял левитов - и Израиль спадал в рабство. Отдавайте десятину всегда, и вы будете всегда иметь деньги.

- Спасибо.

- Я полностью согласна с тем, что говорили до меня. Я буду очень краткой. Я пришла в церковь четыре года назад, имея долг в 7500 долларов. Я заняла деньги для бизнеса сына. И вот что я хочу сказать. Я пришла, и с первого дня как-то приняла к сердцу то, что процветание наше - от сеяния, от того, чтобы мы выполняли Божьи законы.

Если мы хотим от чего-то освободиться, в данном случае финансово, то надо выполнять те законы, того государства, в котором ты живешь. И раз ты живешь в Царстве Божьем, но не выполняешь его законы, то о каком процветании ты можешь вообще говорить? Потому что умный, развитый человек, живя даже в царстве мира, выполняет законы государства и что-то делает для того, чтобы процветать.

Поэтому правильно говорили до меня: десятины, пожертвования и процветание - это вещи, которые связаны неразрывно. Вот и я, даже придя в церковь, должна была пожать тот урожай, который посеяла. Не пожав тот урожай, я не имела возможности засевать другое поле

Я пришла с долгом в 7500. Причем я должна была еще каждый месяц выплачивать кредитору от 4 до 5 процентов от этой суммы. Я молилась, отдавала десятины от своей фирмы. Я сразу поняла, что если буду отдавать десятину от своего, то дело пойдет быстрее.

Я - не большой бизнесмен, но я так хотела вырваться из долгов и так хотела процветать! И до сих пор хочу. Я даже поехала в Москву, когда туда приезжал Аванзини. Я взяла эти пять дней от работы, поехала, слушала о долгах. Я еще только пришла в церковь, но мне очень хотелось избавиться от этого долга.

Мое личное мнение: долги - это проклятие! И я не согласна с оправданными долгами. Нет оправданных долгов. Есть только долги неоправданные. Потом я хочу сказать, что те, кто дает десятины, кто жертвует, могут жить без долгов. Можно избежать долгов.

Я человек дисциплинированный, я так считала. Я занимала должности, приучала людей к порядку. Но то, к чему приучил меня Бог, - это несравнимо. То, как Бог нас воспитывает, это непостижимо для людей мира. Мы должны быть дисциплинированными не только у себя дома, не только на работе. Мы должны иметь дисциплину здесь, в церкви, в своей вере. Только строго выполняя Его законы, мы сможем избавиться от всякого рабства.

Я просила у Бога чуда, и в итоге это чудо совершилось. Мною было отдано 14500, потому что за три года накопились проценты. Они составляли почти 7000, и долг - 7500. Я работала только для того, чтобы отдавать проценты. А еще надо было вкладывать в бизнес, надо было все покупать, надо было платить за аренду, за свет, за воду. Было очень трудно. Но я сейчас оглядываюсь назад и думаю: что позволило мне выйти из долгов? Наверное эта строгая дисциплина и слово Божье, которое я читала. Оно проникало в мое сердце и дисциплинировало меня.

Долги - это проклятие. Долги - это длительная умственная и физическая "болезнь". Это "болезнь", от которой надо избавляться. Не избавившись от этой "болезни": не исцелившись финансово, умственно - мы не сможем процветать. Я еще не процветаю, но я буду процветать. И те, кто останется после меня, мое дело, будут процветать. Потому что тот, кто первый встает на этот путь, он как бы раздвигает, открывает двери и закладывает естественную платформу. Ту, которую Иисус заложил в Слове Своем. И тогда дело ваше всегда будет процветать.

Я хочу также дать назидание нашим детям, большим и маленьким. Долги - это проклятие, и часто оно носит родовой характер, наследственный. Я проанализировала всю свою историю: откуда, почему эти долги, почему они проходят. Мы, родители, должны правильно воспитывать детей.

Здесь говорили о похоти очей. Особенно это относится к женщинам. Я говорю, конечно, только о своем собственном опыте. И я очень благодарна Богу за это.

Я росла в очень обеспеченной семье, но я часто слышала, что мой отец там брал тысячи, тут брал тысячи. И понимаете, я впитала "на слух" эти долги. И для меня эти долги не были страшны. И когда я выросла, то для меня не составляло труда, если мне что-то понравилось, перехватив у друзей деньги, взять эту вещь. Это болезнь, это привычка. Вредная привычка.

Мы знаем, что есть вредные привычки, которые мешают нам и портят жизнь. И вот такая же вредная привычка - брать долги. Конечно, экономическое пространство мы все хотим расширить. Но если мы расширяем его не за счет веры в финансовые чудеса, а кредитами и долгами, то это обманчиво. Когда ты имеешь долги и когда ты постоянно "перехватываешь", невозможно славить Бога от всего сердца и отдаваться Ему полностью. Дьявол через эти долги как ядом пропитывает тебя, и он тебе жить не дает. Какое уж тут славить Бога! Поэтому я считаю, что долги - это рабство. Причем рабство такой изощренной, вредной формы.

- Спасибо. Абсолютная правда. Женщина рубит в корень.

Александр

- Я занимаюсь бизнесом. Долги могут быть как проклятием, так и благословением. Почему? Потому что когда я занимал деньги ради того, чтобы кого-то удивить вещью, или из-за своей лени, или из зависти, тогда эти долги вводили меня в рабство. Но когда я занимаюсь бизнесом, у меня налаженное производство, я хорошо отношусь к своим руководящим органам, смиряюсь перед их законами, я показываю свое достоинство тем, что могу хорошо делать. И я работаю, не ленюсь. Только у ленивых долги и проклятие. А у тех, кто работает, у тех проклятия не будет никогда.

- Долги есть, а проклятия нет?

- Вы не поняли. Я занимаю, но я отдаю. Я произвожу, работаю.

- Т.е. есть возможность возвращать взятое в кредит. Это позиция серьезного развивающегося бизнесмена.

- И как правило, начинающие бизнесмены, которые влазят в долги и не могут оттуда вылезти, это люди, которые летают в облаках.

- Т.е. они берут потребительские долги. А потребительские долги - это трясина, которая засосет любого человека.

- Человек еще не развил свое производство, а уже покупает "мерседесы" и т.д.

Лаурис

- Я хочу рассказать о своем негативном опыте.

Долги - это проклятие, особенно если ты берешь долги и не имеешь мудрости, как распоряжаться этими деньгами.

Года три назад я решил заняться бизнесом. Закупкой материалов. Взял 2000 долларов в долг и начал заниматься своим делом. Это были для меня очень крупные деньги. Я зарабатывал по 100 латов в месяц.

Понемногу все пошло. Но потом мне предложили другие сделки, по которым якобы можно заработать гораздо больше. Я сделал глупость: начал тратить деньги, которые еще не заработал. И так получилось, что я попал в долговую яму. Мне как-то позвонили и сказали: "Знаешь, тебе придется этот долг отдать на пару месяцев раньше, т.к. просто срочно понадобились деньги ". И тут я понял, что попал. И попал не просто. Я там проповедовал, свидетельствовал, и вот теперь из-за меня имя церкви попадает под угрозу. Тогда я так взмолился: "Бог, выведи! Я только начинающий, первый раз с этим столкнулся! Выведи меня из этой глупости!"

Я не видел выхода. И Бог как бы смилостивился, потому что я все-таки плачу десятину, и пожертвования у меня постоянные. Как раз была конференция, когда в первый раз Мадабуко приехал. И в конце он собирал пожертвования. От тех 2000 осталось всего 200 латов. И Мадабуко сказал: "Сделайте такую жертву, которую вы вообще никогда не делали". Я почувствовал внутри побуждение: "Пожертвуй эти деньги, если тебе больше не на кого уповать". Я сказал: "Бог, мне нереально эти деньги никак заработать, а у меня только две недели осталось, чтобы отдать…"

Я сначала подумал: "Я что, дурак что ли? Я хоть эти 200 отдам. Хоть одну треть отдам. Извинюсь, скажу, что попозже отдам".

Но потом я все-таки решился и сделал этот шаг. Проходит первая неделя, никаких изменений… Но чудо все-таки произошло. Мне позвонил человек, которого я лет пять не видел и забыл вообще, где он и что. А он случайно узнал мой телефон и позвонил: "Я знаю, ты строительством занимаешься. Я хочу тебе объект предложить. Мне надо офис сделать". Это было очень выгодное предложение, т.к. я мог вложить свои материалы. А еще он мне предложил предоплату 70%. Сделал мне смету. Мне повезло. Как раз в тот день, за 15 минут до того, когда мне нужно было отдать долг, он привез мне деньги. В последний момент я имел не столько, сколько мне нужно было отдать, а в два раза больше! 4000.

А вот еще одна история. Это случилось уже недавно. В тот раз я поклялся, что не буду никуда влезать, что все понял, осознал. Но недавно подошел ко мне один знакомый и сказал: "Лаурис, вот я вижу, ты жениться собрался. Я могу тебе помочь. Я теперь бизнесом занимаюсь. Есть варианты, что можно выгодно вложить деньги." Он так расписал, что через год я чуть ли не миллионером стану, что я подумал: "Ну вот, пришло это процветание наконец! Как классно все!"

Но, как бы для себя поставил условие: "Я буду вкладывать, если ты мне все детально распишешь. Я теперь умный: только в том случае, если буду знать все "за" и "против", все детали, только тогда я смогу вложить деньги." Ну, как бы договорились. Он говорит: "Все, я позвоню". И вдруг звонит: "Лаурис, слушай. Такая ситуация. Если я сейчас не достаю 6000, мы пролетаем, и все наши бизнес-планы тоже. Нужно сейчас, срочно". Я в растерянности не понимаю, что делать. И как бы и помолиться уже времени нет. Час остался. Нужно где-то деньги доставать. И я думаю: "Ну, Господь, если это Ты, то сейчас я деньги достану". Позвонил своим знакомым, те сказали: "Да, без проблем". Предложил им хороший процент. В последний момент привез ему эти деньги, отдал за 15 минут, думаю: "О, как классно! Значит, Бог". А потом через какое-то время он сказал: "Этого еще мало, там еще нужно ". В конце концов, на мне повис долг в 11 тысяч. И потом, когда нужно было отдавать, этот человек вообще пропал. И тогда понял, в первый раз в жизни ощутил, что такое "огромный долг висит", и что такое, когда ты поручился за другого человека, и твое имя потеряно. И ты приходишь к людям, которые тебе поверили, и не знаешь, что им сказать. Человек пропал и не поднимает трубку…

И вот какой я для себя урок получил. Во-первых, никогда не бывает так, что ты резко разбогатеешь и резко поднимешься. Есть разные уровни, и все приходит постепенно. Нельзя получать 1000, а потом сразу 200000. Вряд ли так получится. И когда Бог тебе что-то дает, какую-то возможность, это не будет так, что тебе придется принимать решение в пять секунд.

Назад Все проповеди Алексея Ледяева Дальше

Все проповеди