Заповедь для родителей
Я бы хотел сегодня обратиться к родителям. К отцам и к матерям. Давайте поговорим о вещах сугубо практических. Мы – родители. И есть эта родительская ответственность, которую на нас возлагает Бог. И мы никуда от этого не денемся. И в этом вопросе у нас нет права выбора: это просто Божий порядок. Это закон, который Бог дал людям. Заповеди для детей – закон, заповеди для родителей – тоже закон. Заповедь для детей: “почитай отца и мать”. Заповедь для родителей: готовьте имение и наследие для своих детей. Закон! Конечно, мы можем игнорировать закон. Но нарушители закона рано или поздно будут платить “штраф” или нести очень серьезное бремя возмездия. Было в нашей жизни время анархии, когда каждому из нас казалось, что он сам является архитектором своей семьи. Мы как бы сами были режиссерами своего театра под названием “семейная жизнь”. Но рано или поздно Законодатель каждого из нас поставит перед фактом: “Ты нарушил закон о семье…” За любым законом стоит законодатель. Уважая закон, мы уважаем законодателя. Презирая закон, мы презираем законодателя. И не закон нас будет судить, а законодатель. Законодателем Божьих законов, естественно, является Бог. Поэтому поговорим сегодня о заповеди, которую Бог дал родителям. Мы часто “воспитываем” детей и хотим, чтобы дети нас внимательно выслушали. Давайте сегодня согласимся, чтобы Господь провел небольшой воспитательный курс для родителей. Итак, наследие для наших детей. 2 Кор. 12:14 … Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Друзья, это постановление, это заповедь, если хотите, требование, которое Бог относит к родителям. Кто о ком должен заботиться? Да, дети должны помогать родителям, дети должны почитать родителей, дети должны быть благодарны родителям в ответ на ту родительскую любовь, опеку и заботу, которую они в своей жизни получили. Но в то же самое время Бог говорит, что родители должны готовить наследие для своих детей. И это уже постановление. Это заповедь! Дети завтра повзрослеют, дети завтра выйдут в большую жизнь. Кем они станут? Найдут ли они достойное место в этой жизни? Это в большой степени зависит от родительских инвестиций: духовных, социальных и материальных. Итак, имение, которое родители готовят для детей, может быть на трех уровнях: финансовом и имущественном, образовательном и духовном. В идеальном случае дети получают наследие на всех трех уровнях. Я говорю об этом варианте как об идеальном, потому что жизнь такая сумасшедшая и мир такой несовершенный, что родителям подчас удается только дать своим детям кое-какое образование и оставить кое-что из материального наследства. Но увы, как часто у детей не оказывается наследия духовного. В других случаях, по разным причинам, родители оставляют только духовное наследие, не имея возможности оставить материального. Мы сегодня не изучаем причины. Но говорим о том, что наша родительская ответственность должна все-таки приносить результат. Мы не судим родителей, мы их почитаем. В худшем случае родители не оставляют ни того, ни другого, ни третьего. Это плохие родители. Ты спросишь: “А что делать в таких случаях?” Уповать на Бога. Потому что в таких случаях Отец Небесный, компенсируя недостаток любви и ответственности земных родителей, включает Свои собственные резервы и благословляет любящих и почитающих Его детей. Сколько мы видим успешных людей в сфере бизнеса, в области медицины, в области спорта, в области разных искусств… Смотришь, родители им ничего толком не подарили, а успех есть! Про таких говорят: самородок! А это не самородок. Его Бог благословил, Который хочет, чтобы Его закон исполнялся, то есть чтобы каждый ребенок имел наследие. Я могу рассказать о себе. Я жил в многодетной семье в тяжелое послевоенное время. Мои родители не могли оставить мне материального наследства. У меня практически ничего не было. Но тот ресурс духовного наследия, которое родители оставили для меня, – он благословляет меня до сегодняшнего дня. Здесь вопрос не в том: либо то, либо другое? Все важно! И хоть что-нибудь родители должны оставить! Нас в семье было семеро. Вы мою историю все знаете. Когда я был еще во чреве, мои родители уже молились за меня. Это сильная инвестиция, это великое благословение! И они говорили: “Бог! Когда родится этот ребенок, мы его посвящаем Тебе на служение…” Я еще не родился, а уже был посвященным служителем. Понимаете, как это круто! Мне несказанно повезло по сравнению с теми детьми, которых, когда они были еще во чреве, родители проклинали: “Обуза! Опять залетела! На фиг это все мне нужно!” И такие родители оставляют жуткое наследство проклятия нежеланным детям. Поэтому совет №1. Если вы хотите, чтобы ваши дети не унаследовали проклятия, не отвергайте их и не проклинайте.Идеальное наследие
Итак, наследство. В идеале – это и материальное, и душевное, и духовное. Плохие же родители или родители не состоявшиеся не оставляют своим детям ничего хорошего. А между этими крайностями существует наша реальная жизнь. И спасибо родителям хоть за материальное наследство, хоть за духовное. Но каким бы наследие ни было, главное, чтобы оно несло благословение нашим детям. Это первое. Естественно, за высочайший образец для подражания мы берем идеальную семью – семью Отца Небесного. Тема идеального наследия очень ярко прописана в Евангелии от Луки. Лук. 2:49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Иисус Христос как Сын знал территорию Своего наследия, которая принадлежит Отцу. И Он знал, что Отец приготовил для Него. Он претендовал на это наследство. То есть Он претендовал на то, что принадлежало Отцу. Это наследство являлось Его частью имения Отца и Его территорией.“И все мое – твое!”
Лук. 15:31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,.. Это слова отца, который беседовал со своим старшим сыном после того, как блудный младший сын вернулся домой. Вопрос наследства является фундаментальным в отношениях между родителями и детьми. И когда старший сын высказал отцу свои претензии по поводу пользования отцовским имением типа: беспутный брат ходил в далекую страну и там промотал свою часть имения, а он, старший, здесь со своими друзьями не мог взять то или другое. На что отец ответил: “Послушай, придет время, и над всем, что принадлежит мне, ты как старший наследник будешь хозяином. Ты всегда со мной, и все мое – твое”. Вот что такое наследие. Четыре слова: “все мое – это твое”. Разве не так? Обратите внимание, Отец Небесный Своему Сыну сказал те же слова: “Все, что у Меня есть, – вся власть, вся сила, все могущество и Царствие – Я отдаю Тебе… Все Мое принадлежит Тебе!” Родители, постарайтесь услышать, что Отец Небесный говорит сегодня отцам земным. Все, что у вас есть, что вам дал Бог, отдайте в свое время своим детям. Великим счастьем было для Отца Небесного видеть воплощение Своих программ в лице Сына. И Он радовался, что Сын был послушен Ему даже до смерти и смерти крестной. И я думаю, что самая великая радость и для земных родителей, – видеть детей, которые не в мире, которые не связаны с наркотой, не ошиваются в ночных клубах, не болтаются где-то в злачных местах, но которые ходят в истине и исполняются Духом Святым. Я сегодня перед выходом на сцену смотрел на наших прославляющих и думал: “Какое счастье, когда наши дети открывают небеса и опускают с небес Божье присутствие. И ты, их отец, в этой атмосфере, приготовленной твоими детьми, входишь в ту же скинию. И ты вместе со своим ребенком поклоняешься одному Богу…” Друзья мои, это самое великое счастье – когда наш Бог становится понятен нашим детям! Когда у нас не разные боги и не разные жизненные цели! И как это здорово, что когда мы проповедуем, наши дети не отмахиваются и не говорят: “Да что он там несет?!” Нет, мы движемся в одном духе, у нас один Господь, одна вера и одно крещение. Господи! Какое же это великое счастье! “Все мое – твое…” Хочется сказать каждому ребенку, каждой дочери и каждому сыну: “Не все ли мое – твое?” Это должно быть практикой и традицией всех священников.“Кто не печется о домашних своих, – хуже неверного!”
1 Тим. 5:8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Я вчера вновь этот стих прочитал – и он меня обличил. Этот стих ставит под серьезную ответственность нас, родителей. Особенно, когда мы говорим о судьбе своих детей. “Если же кто о своих домашних не печется…” – то есть не готовит имение, не защищает их, не передает с молоком матери свою нелицемерную веру – “тот отрекся от веры…” Вера родителей прежде всего и заключается в том, чтобы передать своим детям духовное наследие. Когда родители отрекаются от этого: “У меня своя жизнь, у меня своя борьба, у меня своя цель. Дети, вы уже выпорхнули из гнезда, и занимайтесь сами чем-то…” “Подожди, папа… А какому Богу ты служил? Мама, а во что ты веришь? Мама, а в чем для тебя жизненный смысл?!”Отцовские амбиции приводят к трагедии…
Но какие иногда бывают ожесточенные и жуткие амбиции у отца… Давид велел передать Авессалому: “Ты можешь вернуться и жить во дворце. Но только на глаза мне не попадайся!” И у Авессалома возникает естественный вопрос: “Так ты простил меня или не простил?!” Ответа не последовало… Но если ты прощаешь, ты обиду не вспоминаешь. А если ты обиду держишь, значит, не прощаешь. И жил Авессалом три года в царском доме, но только они ни разу с отцом не пересекались… А был он сначала любимым сыном – вначале хозяином, потом слугой, потом двойником. Но что-то случилось, и он стал лютым врагом своему отцу… Я знаю, что во многих семьях существуют затяжные семейные конфликты, которые выматывают всех участников, всех высушивают и всех разрушают. Родители, подумайте о последствиях! Вы старше, вы умнее, вы стоите ближе к Богу по иерархии! Потому что “всякому мужу глава Христос”. Пожалуйста, погасите агрессию, перешагните через амбиции, подайте детям пример великодушия и прощения. Чтобы потом дети могли вспоминать об этом и говорить: “Слушай, мой отец великодушный… Я столько ему крови выпил, а он простил меня. Он сказал мне: “Древнее все прошло… Сынок, мы живем: падаем, грешим, потом каемся… Так мы закаляемся. Бог восстанавливает нас…”.” Вы думаете, дети этого не запомнят?! Дети это запомнят! И потом передадут это своим детям. Насколько благородными и великодушными были их родители, настолько благородными и великодушными родителями станут они для своих детей. Я не сужу Давида. Просто на его примере я знакомлюсь с реальностью, которая окружает нас. И Давид очень долгое время не хотел даже видеть своего сына. Три года ожидал Авессалом прощения, а потом, чтобы обратить на себя внимание отца, даже сжег целое поле. И когда слуга Давида пришел и спросил: “Зачем ты сжег поле?” Он ответил: “А я не могу так жить! Я устал от этого непризнания. Или мы с отцом вместе, или мы не вместе!” Вы знаете, такие затяжные скандалы и несправедливость родителей вводят детей в проклятое наследие мести. Есть такое время, когда ребенок еще может отца простить. Но если ребенок стал уже взрослым, а отец ведет себя с ним, как с ребенком, рассчитывая: “Он должен меня слушать…”, – он многим рискует. Потому что с мужчиной нельзя разговаривать так, как с ребенком! И есть такая страшная черта, после которой уже возможность прощения умирает. И вместо прощения рождаются ненависть и желание отомстить. А когда дети мстят родителям, это уже страшно! Не доводите до этого, родители! Это страшное наследство. Вот и у Давида семейный конфликт перерос в гражданскую войну. У Авессалома – свои войска, у Давида – свои войска. И слуги сражаются, убивают друг друга, льется кровь… Ради чего?! Отец и сын не могут помириться! Но постепенно сердце Давида оттаивает. Он начинает понимать весь ужас ситуации. Он собирает своих генералов и повелевает: “Это сражение в Вифлеемском лесу будет последним. Пожалуйста, сберегите мне отрока Авессалома…” И хотелось бы сказать: “Давид! Так он давно уже не отрок! Он стал мужчиной. Он уже генерал, он является кандидатом на престол, а ты все еще относишься к нему, как к отроку!” “Боже! Помоги нам видеть правильно своих детей! И когда им 5 лет, и когда 15 и когда им 20!” И если твой сын стал уже мужчиной, то относись к нему, как к мужчине. А история с Авессаломом закончилась драматически. Он был подло убит. И когда царю сообщили: “Все, твой сын Авессалом умер…” – к нему пришло запоздалое сожаление и откровение возле гроба: “Авессалом, Авессалом! Если бы кто-то мне дал умереть вместо тебя!” Несчастные отцы, не прощающие своих детей! Рано или поздно, к ним придет раскаяние. Все-таки сердце – не камень. И все-таки всякий из них знает, чья в этом вина. Но чем плакать возле гроба своих детей, не лучше ли, когда они еще рядом, перешагнуть свои амбиции и постараться найти контакт со своим ребенком, даже если он тебя, может быть, ненавидит в данный момент… Просто есть Бог, Который говорит: “Не надо для детей своих готовить имение, похожее на заминированное поле. Потому что тогда “подорвется” его жизнь, и в клочья полетят и его судьба, и любовь, и дерзновение и планы…” Мы не должны готовить в качестве наследства поля, “заминированные” грехом, ненавистью и проклятием. “Боже! Научи нас вовремя поворачиваться сердцем к своим детям. Научи детей вовремя приходить к отцам, чтобы мы вместе могли иметь единое благословенное состояние и “все мое – твое”! Язык иногда не поворачивается попросить прощения у своих детей. Но мы, родители, должны контролировать ситуацию и понимать, что ответственность перед Богом за детей лежит на нас. А Бог уже высказал Свою точку зрения: “Если ты не заботишься о домашних своих, не печешься о них, не примиряешься с домашними своими, – ты отрекся от веры!” Первый определитель моей веры – это моя семья: мои дети, моя жена, мое родство. А уже потом все остальное! “Я и Отец – одно”. Не допустите, чтобы были запоздалые откровения, запоздалые слезы…“Я и Отец – одно!”
2 Цар. 19:31-40 И Верзеллий Галаадитянин пришел из Роглима и перешел с царем Иордан, чтобы проводить его за Иордан. Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме, потому что был человек богатый. И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме. Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с царем в Иерусалим? Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему царю? Еще немного пройдет раб твой с царем за Иордан; за что же царю награждать меня такою милостью? Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своем городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой, [сын мой] Кимгам пусть пойдет с господином моим, царем, и поступи с ним, как тебе угодно. И сказал царь: пусть идет со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и все, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя. И перешел весь народ Иордан, и царь [также]. И поцеловал царь Верзеллия и благословил его, и он возвратился в место свое. И отправился царь в Галгал, отправился с ним и Кимгам; и весь народ Иудейский провожал царя, и половина народа Израильского. Вот как созидается доброе наследие. Как важно нам, родителям, общаться с правильными людьми! Этот Верзеллий видел, какие проблемы возникли у царя Давида, и помог ему в трудное для царя время. Это была как раз битва с Авессаломом. Я думаю, что Верзеллий понимал, как мудрый человек, что это не просто гражданская война, а это семейный конфликт царствующих особ, который рикошетом бьет по всей стране. И когда он смотрел на своего сына Кимгама, он, наверное, думал: “Господь, помоги мне избежать вот такого опыта… Я не сужу Давида, я служу ему. И я хочу, чтобы все, что принадлежит мне, принадлежало сыну моему Кимгаму… Мои связи, мои привилегии от царя, моя позиция…” Вы знаете, царь Давид ни перед кем в долгу не оставался и добро помнил. Он, когда вновь стал царствовать, сказал Верзеллию: “Ты меня продовольствовал, когда у меня и у моих людей были трудности. Ты поддержал меня. И я не останусь в долгу. Пойдем со мной в Иерусалим. У тебя будет полное обеспечение, ты будешь обедать вместе со мной, у тебя будет царская колесница, первоклассное обслуживание, мои лекари будут в твоем распоряжении. У тебя будут привилегии царского вельможи…” Но этот человек, Верзеллий, был действительно мудр. Он ответил: “Царь, мне 80 лет, я уже доживаю свой век. Но я хочу, чтобы в моей семье была добрая преемственность. Я хочу, чтобы все это царское благоволение, которое ты для меня определил, перешло по наследству моему сыну…” И царь, видимо, хорошо понимал эти вещи. Он из благодарности к отцу облагодетельствовал сына. И повелел: “Пусть Кимгам едет со мной, он должен познакомиться с наследием, которое ему приготовил его отец…” Здесь, друзья, говорится о Божьей награде мудрому человеку, который заботился о домашних своих. Это классно, когда родители дают хорошее образование своим детям. Это классно, когда родители помогают делать карьеру своему ребенку и когда друзья отца становятся друзьями его детей. Кимгам стал вхож в царский дворец! Это было ему в наследство от отца. И я представляю, с какой благодарностью он потом вспоминал своего отца Верзеллия! И он несомненно так же заботился о своих детях: “Я постараюсь, чтобы мои дети получили такое же царское наследие…” Сегодня Господь учит нас. Господь хочет, чтобы наши дети имели гарантию социальной, финансовой и духовной защищенности.Предадим грядущему роду нелицемерную веру…
Пусть каждый из нас станет началом великой династии Божьих служителей. Я тоже служитель Божий в третьем поколении. Мой дедушка служил Богу, мой отец служил Богу, и теперь я служу Богу. И я очень хочу, чтобы теперь мои дети стали Божьими служителями. И чтобы дети моих детей тоже служили Богу. Давайте защитим эту эстафету. Давайте защитим наши династии. Если ты являешься отцом или матерью, – стань патриархом великой династии священников и служителей Божьих! Давайте будем передавать грядущему роду славу Божью.