Безнаказанность – во зло или на добро?
Проповедь пасторa Алексея Ледяевa (церковь "Новое Поколение")
21 декабря 2008 года, Рига, Латвия
- Вера помогает нам выжить.
- “Не скоро совершается суд над худыми делами…”
- Не долго продержится богохульник.
- Обращение благодати в повод к распутству.
- “И не знал, что Господь отступил от него”.
- “Ты подумал, что Я такой же, как ты”.
- “Недолго Духу Моему быть пренебрегаемым.
- Раскаянный и исповеданный грех – прощенный грех.
Год подходит к концу. И возникает такой важный момент, чтобы предпраздничная суета не сместила акцент с того, что мы должны сделать в конце года.
В конце года обычно подводят итоги, обычно ревизируют и оценивают то, что было пройдено, что было достигнуто, какие были успехи, какие поражения, и делают какие-то выводы.
И мы должны решить, достигли мы намеченных целей или нет, выиграли или проиграли. На самом деле мы за этот год поднялись или опустились?
Эта финишная прямая декабря – это время, когда мы должны проверить путь, которым мы шли. Потому что если не будет серьезного глубокого анализа прошлого, то не будет серьезного планирования на будущее.
• Именно прошлое подсказывает нам, какое будет будущее. Прошлое – это основание.
Вера помогает нам выжить
2008-ой год – это та ступенька, с которой мы переходим в 2009-й год. Мы никуда от этого не денемся. Мы не можем это отрицать. Это есть основание, на котором мы строим завтрашний день.
• Сегодня мы находимся там, куда нас привели вчерашние мысли, вчерашние планы, вчерашние мечты.
А завтра мы будем там, куда приведут нас сегодняшние планы, сегодняшние мечты и сегодняшние мысли.
Если у нас сегодня точно такие же мысли, как в прошлом году, мы никуда не поднимемся. Мы будем жить так же, как в прошлом году.
Наполеон Бонапарт говорил, что “если ты планируешь невозможное, ты получишь максимум; если ты планируешь максимум, то получишь минимум; а если ты планируешь минимум, ты не получишь ничего”.
И мы, перешагивая через человеческие страхи, смотрим сегодня выше окружающей реальности.
• Потому что мы зависим не от земной реальности, а от реальности Неба.
И если бы мы зависели только от условий, которые нам создает наше правительство, или Европейский парламент, или мировая экономика, то я считаю, что тогда христианская жизнь теряет всякий смысл.
• Вера помогает нам подняться и над суетой, и над бедствием, и над экстремальными обстоятельствами.
Вера поможет нам выжить.
• А вера – это способность планировать невозможное.
Поэтому в конце этого года планируй невозможное: “Я вырвусь, я буду процветать, я буду здоровым, я буду ведущим, я буду наверху, а не внизу!”
Так планирует вера.
• Вера сопоставляет свои планы не с человеческими возможностями, а с возможностями Божьими.
Мы проходили через кризисы неоднократно.
И я считаю, что и в этот раз Господь остается Тем же самым, и Он поможет нам пройти. Мы оптимисты, поэтому мы планируем те же самые по-человечески невозможные вещи.
• Но все, что невозможно человеку, возможно верующему человеку. Потому что верующий человек связан с Богом.
Итак, сегодня я бы хотел коснуться нескольких внутренних вопросов. Я бы эту проповедь обозначил так: “Безнаказанность – во зло или на добро?”
“Не скоро совершается суд над худыми делами…”
Существует такая вещь, как безнаказанность.
То есть человек совершил какой-то проступок, а наказания не последовало. И эта безнаказанность может восприниматься человеками по-разному.
Кто-то злоупотребляет безнаказанностью и использует ее как повод продолжать беззакония.
Но умные люди понимают, что если в этот раз пронесло, то в следующий раз их может настигнуть кара. И мудрые люди безнаказанность используют, как шанс вырулить и вернуться к правильной форме поведения.
На красный свет можно проскочить раз и остаться безнаказанным. Можно проскочить два раза.
Но если безнаказанность рассматривать как личную свободу или как образ жизни, то это большая иллюзия.
Потому что два раза проскочил, а в третий раз авария неизбежна.
Или ты можешь злоупотреблять скоростью.
Проехал один раз под 160 или под 180 км. в час на трассе, а полицейских в этот раз там не было. Конечно, это безнаказанность. Но однажды они там появятся, и наказание неминуемо последует.
И вот сегодня я бы хотел рассмотреть эту щепетильную, может быть, даже пикантную сферу: наше отношение к безнаказанности.
В Библии есть множество определений того, что такое безнаказанность. И говорится о том, что для одних безнаказанность оказывается в добро, а для других безнаказанность оказывается во зло.
И мы с вами, пройдя этот год, будучи честными и самокритичными, можем определить, на добро или во зло послужила нам Божья милость, Божье терпение, Божья благодать.
И все эти три определения – милость, терпение и благодать – можно свести в одну дефиницию – безнаказанность.
Благодать – безнаказанность. Милость – безнаказанность. Долготерпение – безнаказанность.
Злоупотреблять долготерпением нельзя. Злоупотреблять благодатью Божьей нельзя. Злоупотреблять Божьим терпением нельзя. Потому что всякому терпению однажды приходит конец.
Наша цель – не испытывать границы Божьего терпения, а испытать благодать и любовь Божью.
Еккл. 8:11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
Многих из нас прямо или косвенно эта тема будоражит. Худые дела, преступные дела, злые дела, которые совершаются вокруг нас, почему-то остаются безнаказанными. И ты думаешь: “Ну почему земля носит еще этих людей?! Почему человек делает зло, а он преуспевает, он защищен, и никакого суда на него нет?!”
Екклесиаст отвечает: “Успокойтесь. Да, не скоро совершается суд над худыми делами. Но суд – это Божья компетенция.
Бог смотрит на сердце человека и проверяет. Он видит: “Итак, из-за того, что суд сразу не совершается над худыми делами, этот человек не понимает сути этой безнаказанности. И он укореняется в своем зле, и он не страшится продолжать делать зло”.
Не долго продержится богохульник
Еккл. 8:12-13
Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицом Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
Обратите внимание, вопрос не в том, что ты сегодня имеешь. Вопрос: надолго ли тебя хватит?
Вопрос не в том, сколько ты нагреб под себя. Вопрос: долго ли продержится твое благосостояние?
Нам не нужно счастье на три дня. Нам нужна защищенная и стабильная жизнь. Нам нужна хорошая судьба.
Вы знаете, я встречаюсь и с друзьями, и с недругами. Я в своей жизни встречаюсь с теми, кто уважает и ценит “Новое поколение”, а также с теми, которые просто источают злость и ненависть, из уст которых изрыгаются ругательства, ярость и гнев в нашу сторону.
Я вспоминаю, сколько людей за 19 лет нашего служения проклинали нас и пророчествовали, что через столько-то лет от нас ничего не останется. Сколько было против нас замыслов и зла!
И вот сегодня многих из них вообще не существует, их нет. Они были, и их нет. А мы продолжаем служить и развиваться.
И вопрос сегодня не в том, какую позицию ты занимаешь в обществе, какими финансовыми потоками ты владеешь, какую ты занимаешь должность, какой ученой степенью ты обладаешь. Вопрос: защищена ли твоя судьба или нет?
Библия утверждает, что подобно тени исчезающей, исчезает тот, кто грубит Богу, кто хамит перед Богом, кто топчется по святыням Божьим и нагло заявляет: “А причем тут Бог?! Мы сами боги на этой земле!”
Мне всегда вспоминаются эти две надписи. Одна гласит: “Бога нет”. И подпись: Карл Маркс.
А другая надпись: “Карла Маркса нет”. И подпись: Бог.
Так заканчивается философия всех, кто не боится глумиться над Богом.
Итак, друзья, в центре этих рассуждений безнаказанность.
Безнаказанность занимает какой-то отрезок времени. Безнаказанность не может быть бесконечной.
Бесконечной может быть только любовь. А безнаказанность – это лишь шанс, который Бог дает каждому человеку для исправления.
Если ты считаешь, что Бог будет терпеть твое беззаконие все время, ты глубоко ошибаешься. Потому что однажды Бог скажет: “Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, ибо они плоть”.
Терпение Бога однажды закончится.
И “нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом”.
Когда мы видим, какой беспредел творится в Латвии, мы возмущаемся и недоумеваем: “Доколе?!”
Мост запланировали строить за 250 миллионов. Построили этот мост за 800 миллионов. Загнали страну в долги.
Сейчас берут кредит под кого? Под тебя и под меня. Это мы с вами будем рассчитываться еще долгие годы за те кредиты, которые берет наше правительство.
И в то время, когда люди не знают, как оплатить счета, продолжают строительство этого нелепого “Дворца света”. Как будто он так необходим нам в это кризисное время…
И ты смотришь на все это и молишься: “Господи! Пусть недолго продлится это беззаконие! Недолго продлится этот грабеж!”
Знаете, это выглядит как богохульство, как будто осознанно смеются над всяким здравым смыслом.
И мы: “Боже, кто нас защитит?!”
Мы стоим сегодня на Слове Божьем и верим, что, кроме правительства земного, существует еще правительство небесное.
И мы сегодня жалуемся Богу и говорим: “Бог, Ты есть Судья справедливый. Ты оцениваешь то, что происходит на земле. И если нас наше правительство превращает в заложников, говоря: “Мы с вас будем брать деньги, которые мы потратили на свои нужды…”, то остается только одно – включать рычаги сверхъестественного Божественного вмешательства”.
• Самое большое преступление, которое может совершать правительство, – это идти против собственного народа.
Геноцид скрытый, геноцид закрытый, экономический, политический…
Но, друзья, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом. Потому что Бог ревнует о народе. Он любит простых людей.
Можно всю жизнь говорить об интересах государства.
А кто будет говорить об интересах простых людей? О женщинах и мужчинах. О тех, кто сегодня работает или уже не работает.
Друзья мои, Бог любит Латвию очень сильно, и Бог ревнует об этом народе.
И, подробно тени, беззаконники просуществуют недолго. Я уповаю на то, что это продлится недолго.
“Недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом…”
Вы помните, из истории Израиля, как пришел Ровоам к власти?
К нему пришли посланцы, которые от имени всего народа просили: “Пожалуйста, облегчи иго, которое возложил на нас предыдущий правитель. Очень обременительные налоги. Ну хоть чуть-чуть облегчи…”
И советовали ему старейшины. Те, кто убелен сединой и умудрен жизнью: “Если просят, надо облегчить. Если ты будешь ласково говорить к народу, если ты пойдешь хоть на какие-то уступки, народ будет служить тебе. Чуть-чуть сделай добра народу, и люди будут слугами твоими”.
Но Ровоаму не понравился совет мудрых людей. Он решил посоветоваться с молодыми людьми. И те сказали: “Что?! Народ просит?! Да надо еще утроить эти налоги! Да надо взвинтить еще цены! Если вчерашние цены были, как бичи, то пусть нынешние цены будут, как скорпионы…”
Как будто народ в чем-то провинился… Ну нельзя же людей приносить в жертву своим беспредельным аппетитам!
И чем все это закончилось, вы знаете. Недолго Ровоам продержался на троне Израиля.
И мы всегда готовы к любым переменам!
Мы знаем, что так жить, как мы сейчас живем, нельзя. Так управлять страной нельзя!
Почему соседняя Эстония помогает Латвии?
Всю жизнь над эстонцами посмеивались: “Тормоза, тормоза! До Таллина далеко…”
Это до Риги далеко! И они нам помогают!
Мы сегодня на самом деле говорим Богу: “Господь, в стране нашей безнаказанность творящим зло. До каких пор эта безнаказанность будет продолжаться?!”
Отвечаю.
• Безнаказанность имеет кратковременные сроки.
И я читаю об этом в Библии: “подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом”!
Обращение благодати в повод к распутству
Иуда 1:4 Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа.
• Есть такие люди, которые рассматривают благодать Божью как безнаказанность.
То есть Бог любит, Бог терпит, Бог сразу не наказывает, Он дает возможность одуматься и взвесить, а люди этот шанс, который Бог дает, используют как повод к распутству. Неправильное отношение к благодати, преступное отношение к долготерпению: использовать Божью благодать как повод к распутству!
И философия у них примитивная: “Если бы я делал грех, Бог бы меня поразил. А я живу год, два года, пять лет. Бог поразит или не поразит?”
Обязательно поразит! Ты что с огнем играешь?!
Вы слышали не раз о тех сильных вещах, когда люди начинали хулить Бога, и Бог обязательно реагировал.
К египетскому фараону, который держал Израильтян в рабстве и мучил всячески, Бог послал Моисея, который сказал: “Бог евреев велит тебе отпустить Его народ”.
И фараон с презрением ответил: “А кто такой этот Бог евреев, чтобы я Его слушал?!”
И Бог, услышав это, отреагировал: “Что ж. Давай познакомимся…”
И, как вы знаете, это знакомство было очень серьезным и трагическим для фараона.
Поэтому когда в Латвии кто-то высокомерно говорит: “А кто такой Бог?!”, Бог отвечает: “Я познакомлю вас со Мной. У Меня есть большой опыт, как знакомиться с царями”.
Самое страшное – когда Бог посылает на города Ангела-губителя.
Но я думаю, что ради праведников Господь сохранит наши города.
Итак, мы должны выработать в себе правильное отношение к благодати Божьей.
Нам кажется, что если мы сегодня свершили какое-то преступление, то Бог сразу должен нас наказать. И если наказания не последовало, значит, Бог не видит и не слышит, а следовательно, можно и дальше делать злое.
• Никогда не используй безнаказанность как мандат для продолжения своего беззакония!
Это слово обращено ко всем, начиная от самых простых и заканчивая самыми великими. Потому что однажды время благодати закончится, время безнаказанности закончится, время терпения Божьего закончится, и Бог скажет: “Хватит! Вы ничего не поняли! Я говорил вам через Моих людей, через Моих пророков, но вы отвергли Мое слово. Если вы отвергли Мое слово, Я отвергну вас от Себя!”
Бог обязательно выступит.
Может быть, мгновенное наказание преступника и изменило бы наш мир к лучшему.
Но можно ли назвать эти перемены “к лучшему”, если у человека нет шанса к изменению?
А если нет предупреждения и из-за этого теряется шанс к исправлению и коррекции, то будет ли этот мир совершенным?
Согласитесь, будет несправедливо, если человека, который делает ошибку, сразу без предупреждения, без предварительных сигналов просто поражают…
Я верю, что любое наказание имеет большую прелюдию.
Ты же не убиваешь своего ребенка, который тебя не послушался? Мы же не дебилы, не маньяки. Мы же нормальные люди.
Я рассматриваю момент благодати или временной безнаказанности как жест Божьего терпения, Божьей любви и попытки исправить положение.
То есть это педагогическая мера.
• Временная безнаказанность – это неотъемлемая часть любой педагогики.
Мы не можем за ошибку тут же, мгновенно наказывать. Хочешь или не хочешь, а безнаказанность – это характеристика терпения. Божьего терпения.
Мы тоже терпим нарушение норм поведения своих детей. Мы терпим некоторые огрехи своих чад. Мы терпеливо говорим, терпеливо предупреждаем.
У кого мало терпения, у того период безнаказанности быстро проходит. У кого больше терпения, у того период благодати больше.
Вот иногда смотришь, жена вроде порядочная, культурная женщина, а муж ее отморозок какой-то. И пьет, и бьет ее. А она его любит и все это терпит.
И думаешь: “Да кинуть его!” Другая уже давно бы кинула его. А эта его у подъезда встречает, заботится, кормит его…
Как определить это пространство терпения?
У каждого свое. Вероятно, здесь любовь терпит.
• Терпение – это характеристика любви.
И с другой стороны, эта временная безнаказанность, этот кредит доверия – это производная терпения. И вероятно, все от любви зависит.
У нашего Бога огромное терпение.
Однако же и здесь есть границы.
Бог очень сильно любит людей. Прежде чем утопить первый мир, я думаю, Он очень долго терпел и вразумлял их: “Ну так же нельзя! Я сотворил мужчину и женщину для создания семьи, а вы…”
А там они уже перепутали все: и женщина с женщиной, и мужчина с мужчиной… И там уже и мать с сыном, и отец с дочерью… Потом уже и скотоложство, и все вместе…
И Господь: “Ну нельзя же так!”
А человеки уже идут напропалую и безнаказанность используют как повод к распутству.
Чем это все заканчивается?
Божьим судом. “Текел, текел, мене упарсин”. Что значит: “Ты взвешен на весах и найден очень легким”.
Господь говорит: “Все! Я ставлю точку. Мое терпение закончилось. Поэтому безнаказанность прекращается, и начинается наказание”.
Итак, что здесь хотелось бы подчеркнуть?
Не скоро совершается суд над худыми делами.
В этом выражается Божий характер: Он дает человеку возможность одуматься, даже если он совершил зло.
Бог и нас учит: “Не спешите судить людей. Потому что может быть так, что завтра этот человек, творивший вчера зло, раскаявшись, станет совершенно другим человеком. Потому что он Мою благодать не тщетно принял”.
Что такое тщетно принятая благодать?
Это неправильное к ней отношение: “Ай, Бог меня не наказал, и я могу все делать. Я все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. И добро делать, и зло”.
А вот и нет! Бог однажды скажет: “Хватит!”
• “Не скоро совершается суд над худыми делами” – это выражение Божьего характера.
Его молчание – это кредит доверия. Это дополнительное время, которое Он выделяет человеку для коррекции жизни.
И милость Его, которая превозносится над судом, – это как раз есть характеристика Его любви.
Ты ждешь наказание, а вместо этого на тебя изливается Божья любовь. Потому что Он знает нас, потому что Он любит нас и хочет воспитать нас. Он хочет, чтобы мы стали взрослее.
Не всегда безнаказанность человек рассматривает как шанс к исправлению.
• Гораздо чаще человек рассматривает временную безнаказанность как оправдание своих поступков.
Даже в служении: человек грешит, а помазание еще работает. И он думает: “Значит, я могу все это совмещать…”
А вот и нет! И однажды это все закончится.
Повод к распутству приведет человека к серьезному кризису.
– “Если не было наказания, – нет греха. Был бы грех, Бог бы меня осудил и наказал…” И вместо покаяния и исправления в жизни этого человека безнаказанность рождает беспредел.
А вот беспредел Господь наказывает.
“И не знал, что Господь отступил от него”
Суд. 16:19-21
И усыпила его Далида на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне [идут] на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников.
Итак, произошла великая трагедия.
Самсон назорей, которого Бог избрал и который был судьей Израильского народа, потерпел такое фиаско!
Но у меня вопрос: как происходят подобные трагедии? За один день?
Нет.
За одну ситуацию?
Нет!
Вы знаете, с чего все началось? Если вы читали всю эту историю, то помните, что слуга Божий Самсон полюбил женщину из враждебного лагеря филистимлян, которые ненавидели Израиля. И филистимляне послали к Самсону своего агента, эту женщину, чтобы выведать, где же заключена его невероятная сила. Почему он может ворота с основными столбами выдернуть и затащить на гору? А когда против него целая армия выступала, он их, как лилипутов, раскидывал. Когда лев набрасывался на Самсона, он мог порвать этого льва, как ягненка.
И все гадали: “На чем основана эта сила?! Как бы корень этой силы срубить?!”
Трагедия никогда не происходит за один день.
Так и у Самсона. Эта женщина появилась в его жизни, и она не скрывала свой интерес: “А где источник твоей силы?!”
Уже сам этот вопрос должен был насторожить мужика, который еще и с Духом Святым дружил. И он бы мог спросить у нее: “А зачем тебе это надо?”
А он беспечно начал шутить на эту тему: “Вот если меня свяжут сырыми тетивами, тогда я потеряю силу…”
Связали. Он все путы порвал и освободился.
Мне кажется, одного этого случая было уже достаточно, чтобы одуматься и сказать: “Что я делаю?!”
Но Самсон никаких таких выводов для себя не сделал. Любовь к филистимской блуднице помрачила его разум.
Господь это видел, терпел и вразумлял: “Слушай, сын Мой, одумайся! Это опасные игры. Ты в первый раз проскочил на красный. В следующий раз можешь врезаться…”
“Но не скоро совершается суд над худыми делами, и оттого не страшится человеческое сердце делать зло”.
А эта женщина опять: “А, ты меня не любишь! Расскажи все-таки точно, где сокрыт источник твоей силы?”
И Самсон продолжает шутить: “Вот, если мои длинные волосы вплести в ткань…”
Посмотрите, на какие эксперименты он соглашался! Это дураком надо быть, чтобы позволить свои волосы вплести в ткань, а ткань эту потом гвоздями прибили к какой-то колоде… И он еще говорит: “Вот, если так сделают, то силы у меня не станет…”
И он лежит, а ему плетут, плетут…
И Господь уже сердится: “Помазанник, что с тобой?! Ты что в такие игры опасные играешь?!” А тому в кайф хвастаться своей силой.
Забили ткань в колоду. Он и на этот раз освободился.
Бог говорит: “Ну что ты делаешь?!”
А тот: “Раз сила не отступила от меня, я могу и дальше это делать…”
Не можешь дальше делать! Кредит доверия и терпение однажды закончатся.
Сверхъестественная сила – это не твоя характеристика, а характеристика Бога.
А вот несовершенный характер – это уже твоя характеристика, Самсон.
Эта безнаказанность временная! Если ты вовремя не сделаешь правильных выводов и не вырулишь из этой дурацкой ситуации, неотступно настигнет тебя наказание.
И вот однажды, когда эта филистимлянка уже достала его, он открыл ей тайну: “Назорей я. У нас в Израиле есть такой закон, что назорей от самого рождения не стрижет своих волос и не пьет вина. И если состригут мои волосы, то от меня отступит сила…”
Самоубийца!
И Господь: “Чем Я еще тебе могу помочь, если ты перед врагом так обнажился, если ты все тайны выдал?! Все, ты подписал свой собственный приговор…”
Господь отступил от него.
А он-то привык уже к безнаказанности…
Не привыкайте к безнаказанности!
Запомните: милость однажды встретится с истиной. Милость и незаслуженная благодать не могут всю жизнь сопровождать тебя, если ты постоянно грешишь.
Мы с вами, друзья, должны сознавать, что временную безнаказанность мы не имеем права употреблять как повод к распутству. Потому что воздаяние за грех непременно придет.
“Подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом…”
Почему падают большие служители? Почему падают великие Божьи генералы?
Потому что они тоже злоупотребляли Божьим долготерпением и сделали неверный вывод: “Могу и служить, и грешить…”
А потом наступает неизбежная развязка…
“И встану, как прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него…”
Мы привыкаем к тому, что Бог всегда с нами, и думаем, что Он всегда будет с нами, даже если мы идем против Его воли.
У Бога есть терпение, у Него есть кредит доверия, у Него есть эта милость, которая превозносится над судом.
Но когда ты грешишь, Бог дает тебе предупреждение раз, два, три, а когда ты перешагнул одну красную линию, вторую красную линию, третью, то Господь говорит: “Дальше Я тебя защищать не буду. Я могу защищать тебя только на Своей территории. Вспомни: “Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится”.”
Существуют территориальные законы.
• Живи на территории Царства Божьего, повинуйся законам Божьего Царства – и тогда эта тема вообще тебя касаться не будет.
“…освобожусь, как прежде. А не знал, что Господь отступил от него…”
“Ты подумал, что Я такой же, как ты”
И чем это все закончилось?
Выкололи Самсону глаза, кандалы надели и повелели: “А теперь покажи свою силу!” – и запрягли его вращать жернова, чтобы молол он муку в доме узников.
А филистимляне устраивали пиры, выводили его перед всеми на позор и глумились над ним: “Видите, вот тот слепой раб – бывшая угроза для нас. Они все только выступают и кричат, что они Божьи. Вон, какие Божьи!”
И вот через таких людей имя Господне в поношении.
Запомните: отступники не прославляют Бога.
Отступники прославляют дьявола.
Они теряют достоинство, теряют зрение…
Почему? Потому что на этом перекрестке под названием “временная безнаказанность”, или под названием “терпение Божье”, или под названием “благодать” они повернули не в сторону исправления, а сказали: “Ну, если вчера нас пронесло, то и сегодня пронесет…” – и поперли по бездорожью. И они думают, что милость Божья и дальше будет их сопровождать.
А Бог говорит: “Мое терпение закончилось. Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками…”
Пс. 49:21-22
Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего.
Подчеркните в своих Библиях этот стих. Это очень строгие слова.
Не злоупотребляйте Божьей милостью!
“Ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты”.
Ты подумал, что и Господь живет по двойным стандартам: говорит одно, а делает другое.
А Бог говорит: “Я не такой же, как ты. Я святой и праведный. Я не отступаю от Своего слова. Во Мне нет греха. Все, что Я сказал, исполняю”.
А когда мы сами придумываем себе Бога…
Я вспоминаю неприятные ситуации.
У нас были лидеры, ведущие лидеры. У них было служение большое, ячейки. У них был очевидный успех, потому что ячейки делились.
И вдруг этот лидер, женщина, сотник, который имел большой авторитет в церкви, приходит ко мне и говорит: “Мы с мужем разводимся…”
Я сначала подумал, что это такая шутка. А она говорит: “Ну, обыкновенное дело. Потому что мы с моим мужем дальше так жить не можем…”
И муж – лидер, и жена – лидер, в одной церкви, и вдруг они говорят: “Мы разводимся!”
Абсурд какой-то!
Потом мы с этой женщиной начали обсуждать ситуацию, и она: “У нас помазание, у нас успех…”
То есть она как бы говорит: “Бог смотрит на ситуацию не так, как ты, Алексей. А ты, Алексей, фарисей…” Я в ее глазах фарисеем стал…
Я пробовал ее убедить: “Подождите! Если вы в доме своем не можете порядок навести, то как вы можете учить людей и решать какие-то их семейные вопросы? А семейные проблемы – это основные проблемы у людей в церкви. Мы должны быть образцами для них. “Да здравствует развод!” – и все, мешок развязался! И теперь все желающие пойдут в ЗАГС разводиться…”
Она говорит: “Ты так думаешь, потому что ты из Казахстана. Это у тебя менталитет устаревший. Консервативное казахское мышление. А мы женщины из Латвии, мы такие демократичные и свободные…”
А Евангелие было написано только для казахов? Оно же общее для всех!
Что вы думаете? Развелись. Это так стыдно!
А они стояли на своем: “Бог с нами. С тех пор, как мы приняли решение развестись, такая свобода внутри, такое помазание…”
Какое помазание?! Игра в чувства, игра в Бога.
И Господь говорит: “Ты делал, а Я молчал…”
Иногда это молчание Бога мы рассматриваем как знак согласия.
Бог же говорит: “Не всегда молчание – знак согласия. Очень часто Мое молчание – это Мое долготерпение”.
И Господь говорит: “До каких пор ты наглеть будешь?! И до каких пор ты будешь глумиться над Моими святынями?! Остановись на своих путях. Ты так долго это делал, а Я молчал. И ты стал думать, что Я такой же, как и ты. Я изобличу тебя, Я раскрою и представлю тебе твой грех…”
Друзья мои, под конец этого года мне бы так хотелось, чтобы мы разобрались во всех наших внутренних перипетиях.
Я не вправе судить никого. Я вправе только жаловаться Богу и говорить: “Вот я. Все, что у меня болит, я могу Тебе открыть…”
Я ненавижу собственную несправедливость, я с ней сражаюсь и борюсь.
Я ненавижу несправедливость, которая вокруг меня. Потому что каждый человек создан в условиях любви, в условиях справедливости и гармонии.
И нам нужна эта гармония между совестью и нашими поступками, между нашими словами и делами, между нашими стандартами и христианскими стандартами.
И когда мы существуем в этом мире, мы должны знать, что либо мы в этом мире, либо мы на территории Царства Божьего.
Мы не можем быть одной ногой в Царстве Божьем, а другой в мире. Мы не можем быть мутантами духовными: полугрешники, полухристиане, полумирские.
Как кто-то из классиков сказал: “полуподлец, полуневежда, но есть надежда, что станет полным наконец”.
Вот мы и становимся, наконец, либо отступниками конченными, либо, в небольшом проценте, профессиональными праведниками.
Но нам нужно стать праведниками!
Самая большая трагедия – играть с огнем.
“Недолго Духу Моему быть пренебрегаемым
Лук. 22:3-5
Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег…
Временную безнаказанность многие люди используют как повод к тому, чтобы продолжать делать зло.
Из-за того, что не скоро совершается суд над злыми делами, сердце человеческое грубеет и он использует благодать, как повод к распутству.
Иуда был казначеем у Иисуса, один из двенадцати апостолов.
Писание свидетельствует, что он, используя свое положение, брал из общей казны деньги на свои нужды.
И вот, когда ему в очередной раз нужны были деньги, он увидел, как женщина разбила свой алавастровый сосуд с драгоценным миром и вылила его на ноги Иисуса. Он разозлился и сказал: “Зачем такие траты?! Не лучше ли это продать и деньги раздать нищим?!”
И Писание говорит, что он вовсе не о нищих заботился.
Оказывается, будучи даже в числе ближайшего окружения Иисуса, можно делать преступления и думать, что это все сойдет с рук.
Сошло с рук в первый год, сошло с рук во второй, даже в третий год.
Но однажды Господь скажет: “Хватит! Ты это делал, и Я молчал. И ты подумал, что Я такой же, как и ты… Ты подумал, что из-за того, что мы в одной компании, Я такой же, как и ты. Нет, Я святой Бог, и Я не потерплю далее твоего беззакония. Я не трогал тебя. Я ждал, когда ты одумаешься, когда совесть твоя проговорит к тебе. Но, увы, ты проигнорировал ее. Во второй год Я намекал тебе. Ты ничего не понял. Но теперь наступило время возмездия. Если ты не хочешь, чтобы Бог жил в твоем сердце, если ты не желаешь, чтобы Бог был в твоем разуме, то туда поселится дьявол. Природа не терпит пустоты…”
Сатана вошел в Иуду.
Скажите, что может быть страшнее в судьбе помазанника Божьего?!
Когда бесы в него входят – и он продает своего Учителя так дешево! За тридцать сребренников! И что, это деньги?!
А потом, когда взыграла совесть, было уже поздно. Сатана, который вселился в него, перекрывал ему покаяние. И ему ничего не оставалось делать, как пойти и повеситься.
Самоубийство. Какая бесславная кончина…
• Друзья мои, временная безнаказанность благочестивых людей приводит к благословению.
Временная безнаказанность для нечестивых людей оборачивается трагедией.
Для одних людей безнаказанность – это благословение. Это возможность остановиться на путях своих и посмотреть, куда они ведут.
Оказывается, можно идти, но не туда…
И если приходит раскаяние: “Господи! Я столько зла причинил! Иногда, может быть, не ведая этого, а иногда, даже и сознательно. Бог, благодарю Тебя, что по милости Твоей я еще не исчез с лица земли. И благодарю Тебя, что Твои суды еще на мою несчастную голову не обрушились. Поэтому каюсь, открываю душу свою, открываю сердце свое, помилуй меня, Господи…”
И тогда временная безнаказанность ведет человека к благословению.
А другой человек богохульствует: “А кто такой Бог?!”, и он сытый, и здоровый, и наглый. И как в 72 псалме говорится: “Я смотрел на них, и моя внутренность бушевала. Бог, почему Ты не совершаешь суд над нечестивыми людьми?!”
А Бог говорит: “Подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет перед Богом”.
И многие, видя безнаказанность, теряют благоговение и говорят: “А какой толк, какая польза от того, что я служу Богу? Смотри, что я имею, а что беззаконники имеют?!”
Прекрати сравнивать!
Запомни, Бог говорит: “Зайди во святилище, встреться со Мной. Я тебе кое-что скажу. На скользких путях Я поставил их благополучие, на скользких путях стоит их авторитет. На скользких путях стоит их карьера. И однажды – сенсация! И история забудет их имена. А Я хочу, чтобы Мои дети, Мои служители светили, как эти яркие звезды на небосклоне…”
Мы ходим перед Богом. Мы благодарим Бога за милость, которая превозносится над судом. Но это не означает, что мы можем злоупотреблять этой милостью.
Саул проиграл, потому что он злоупотреблял благодатью. Иуда тоже по этой причине проиграл. Каин, с которым Бог так часто говорил и которого предупредил: “Не делай этого зла…”
Человек пренебрегал Божьей благодатью, и Бог судил его.
• Временная безнаказанность может привести нас либо к благословениям, если мы делаем правильные выводы, каемся, исправляем свои пути и возвращаемся к Богу, либо может привести нас к жесточайшему проклятию, если мы укореняемся в своем зле.
У каждого есть трагические периоды жизни. У каждого из нас есть черные полосы. У каждого человека в жизни есть борьба: желание добра есть, а чтобы сделать оное, не получается…
“Доброе, которое хочу, не делаю, злое, которое не хочу, делаю. Если же я делаю то, чего не хочу, то уже не я делаю, но живущий во мне грех”.
У каждого человека есть эта черная полоса.
И Бог это понимает и помнит, что мы плоть.
И Он дает нам силу не для того, чтобы мы продолжали грешить. Он дает нам силу, чтобы мы во время милости, во время благодати, во время безнаказанности могли победить этот грех. Ибо если мы его не одолеем, то этот грех задушит нас, этот грех погубит нас.
Раскаянный и исповеданный грех – прощенный грех
Друзья мои! Наша сила в святости, наша сила в праведности, наша сила в том, что совесть наша чиста! Наша победа, если руки наши чисты.
Наша победа в том, что даже если мы грешили, но раскаялись в том, то Кровь Иисуса смывает наш грех.
И когда дьявол претендует на нас и пытается разрушить, есть Ходатай – Иисус Христос, Который говорит: “Ты не имеешь права, дьявол, касаться этого человека!”
– “Но он же грешил!”
– “Да. Но он покаялся, и Моя Кровь омыла его и греха уже нет!”
• Прощенный грех – несуществующий грех.
Но если грех не исповедан, это крючок, на который дьявол вешает обвинение, компромат, проклятия, угрозы и прочее.
Не давай места дьяволу. Пусть в наших сердцах не будет этих крючков. Пусть милость встретится с истиной.
А истина здесь заключается в том, что грех нужно исповедовать.
Иисуса предали два человека – Иуда и Петр.
Но они по-разному отнеслись к благодати.
Один предал Учителя ради денег.
А второй – из-за трусости. Но он потом день и ночь лил слезы: “Как я мог отречься?! Как я это мог?! Господи! Я же Тебя любил! Ты же мой друг! Как я мог допустить такую подлость и предать Тебя, Иисус?!”
И внутри он жаждал встречи с Ним. Может быть, как блудный сын, он планировал эту встречу: “Когда Он появится на горизонте, я побегу Ему навстречу и скажу: “Иисус, я сам не понимаю, как это получилось! Наверное, зря я пошел туда. Но если можешь, прости меня! Если нет, я не в обиде. Даже за эти три года спасибо Тебе, Учитель! Было классно! Буду помнить это. Если не сгожусь Тебе, пойду дальше ловить рыбу…”
Я не знаю, после своего отречения от Иисуса видел ли Петр себя в служении. Вряд ли.
Мне кажется, небо было закрыто для него. Впереди была черная непроглядная ночь. А себя он видел таким ничтожеством, которое он презирал в первую очередь.
А если ты сам себя презираешь, то ты понимаешь, что тебя весь мир презирает.
Но когда они встретились на берегу Галилейского моря, то не успел Петр начать свои исповедальные речи, как Иисус ему задал вопрос: “Симон, сын Ионин, ты любишь Меня по-настоящему?!”
Неожиданный вопрос. Без разборок, без всякого досье…
И Петр: “Мое сердце Ты видишь. Оно для Тебя – открытая книга. Ты не нуждаешься, чтобы Тебе кто-то рассказывал, что в человеке. Ты можешь читать мое сердце, как книгу, листая страницы. И на каждой страничке Ты можешь видеть эти слова: “Иисус, я люблю Тебя…”
Иисус читал эти выстраданные огненные фразы: “Иисус, я люблю Тебя!”
И каждая страница его долгой жизни начиналась со слов: “Иисус, я докажу Тебе, что я люблю Тебя!”
Следующая страница: “Иисус, я докажу Тебе, что я люблю Тебя…” И следующая: “Я люблю Тебя!”
И самая последняя. Когда Петра распяли, то распяли его не так, как Иисуса, потому что он сказал: “Я не достоин быть распят так, как мой Учитель”.
Петра распяли вниз головой. Это ужас!
И даже когда он висел вниз головой, его последними словами были слова: “Иисус, это мое последнее доказательство того, что я по-настоящему люблю Тебя…”
Вот почему Иисус сказал: “На таких людях, как ты, Петр, Я буду строить Свою Церковь”.
Не на тех, кто злоупотребляют благодатью, но на тех, кто сознает, что Бог святой, что Бог праведный, что Он хочет видеть Свое отражение в нашем сознании и в наших сердцах.
Давид умел каяться, поэтому он был мужем по сердцу Богу.
У кого в жизни не бывает этих черных полос? Но нет такого греха, который бы Иисус не мог простить. Нет такого преступления, которое бы Кровь Иисуса Христа не смогла бы смыть.
И, понимая это, Давид просит: “Сердце чистое сотвори во мне, Боже…”
Грех создает тяжесть, дискомфорт в сердцах.
Но когда ты раскаиваешься, и приходит Иисус, тогда уходит всякий страх, всякая тяжесть.
Если Дух Святой в чем-то тебя обвиняет и обличает сегодня, я прошу тебя, покайся перед Богом и скажи: “Господь, я не хочу шутить с огнем. Я не хочу, чтобы Ты однажды отступил от меня. Я не хочу спекулировать Твоей милостью. Я не хочу вести двойную жизнь. Мне не нужны двойные стандарты. Я хочу знать Тебя. Прости меня за всякую ложь. Прости меня за всякий грех, за всякое лукавство. Прости меня за всякое беззаконие”.
“Дух Святой, очисть церковь Твою. Иисус, мы раскаиваемся перед Тобой во всех своих грехах и беззакониях. Мы не хотим идти путем Каина. Мы не хотим обольщаться мздой неправедной, как Валаам. Мы не хотим идти путем Иуды.
Иисус, Ты для нас дороже всего на свете! Ты дороже для нас, чем наш авторитет, чем деньги, чем наша карьера.
Пусть временная безнаказанность не будет для нас во зло. Пусть безнаказанность будет для нас на добро. Пусть благодать не будет тщетно принята нами”.
На финишной прямой перед новым годом соверши генеральную уборку в своем сердце. Выкинь из него всякий хлам, выброси всякий грех, всех идолов и скажи: “Господь, очисть меня от тайных моих грехов. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня! Я не хочу заигрывать с грехом, я не хочу продавать свое первородство за чечевичную похлебку. Я хочу, чтобы Твои руки держали меня и Дух Твой вел меня Твоим путем”.
Давайте молиться друг за друга, чтобы никто не отстал, чтобы никого не погубил, никого не обманул, никого не отравил дьявол.
Мы хотим видеть всех вместе.
Мы хотим перешагнуть в этот новый год как победители, как святые, как праведные люди. Пусть наши руки будут чистыми, пусть наша совесть будет чистой, пусть наши помыслы будут чистыми, пусть наши сердца будут белее снега.
Ты святой Бог, и пусть народ Твой будет свят!
Все проповеди