СЛУЖЕНИЕ СОЗЕРЦАНИЯ ЛИЦА ЕГО
Проповедь Давида Вилкерсона
Каждый христианин призван к служению. Библия очень ясно говорит об этом. Павел пишет: “Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем” (2Кор. 4:1).
Однако представление о служении у большинства христиан сегодня не совсем библейское. Наше представление о служении зачастую бывает связано исключительно с деятельностью призванных на это проповедников или миссионеров. Мы думаем, что служители – это исключительно те, кто закончил семинарию и кто проводит венчания и погребения, строит церкви, проводит молитвенные служения и наставляет в вере. Для нас они как духовные врачи, которые призваны исцелять раны больных и страждущих.
Оценка служения у Бога не такая, как у нас. Большинство из нас оценивает служение по его масштабам или результатам, по количеству совершённых добрых дел. Однако, в Божьих глазах дело не в том, насколько эффективно какое-либо служение, или насколько возросло число членов церкви, или как много людей охвачено евангелизацией.
Несомненно, многие служители в церкви совершили много чудесных дел через свои служения. Одарённые люди построили мегацеркви, создали целые организации и библейские школы, охватывают евангелизацией огромные массы людей. И всё же некоторые из этих талантливых людей, совершая своё служение, в то же время в сердцах своих носят тьму. Прелюбодеи, блудники, пьяницы, – все они используют свои дарования и способности для совершения множества хороших дел в церкви.
Я благодарю Бога за каждого благочестивого служителя, который построил свою церковь и организовал своё служение, совершив богоугодные дела. От первой страницы до последней Библия призывает нас помогать людям в их нуждах и бедах, служить им. Однако проблема состоит в том, что большинство христиан представляют себе служение как череду дел, как какую-то работу, которую мы должны выполнять, а не как нечто, что имеет отношение к тому, какие мы есть, или какими становимся.
В приведенном выше месте Павел нам говорит об определённом служении, к которому призван всякий христианин. Это служение не требует особых дарований или талантов. Фактически, его должен нести всякий, кто рождён свыше, будь то известные уже служители или обычные верующие. И это служение на самом деле и есть то, к чему призван каждый верующий. Всё остальное должно вытекать из него. Никакое другое служение не будет угодно Богу, если оно не основывается на этом одном служении.
Я имею в виду служение созерцания славы Христа. Павел говорит: “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню…” (2Кор. 3:18).
Что же значит взирать на славу Господню? Павел говорит здесь о сосредоточенном на Боге, посвящённом Ему служении. Это есть время, отданное только на то, чтобы просто созерцать Бога. Поэтому апостол тут же добавляет: “посему, имея такое служение…” (4:1). Павел ясно говорит здесь о том, что созерцание лица Христа и есть то служение, которому мы все должны посвятить себя.
Греческое слово, переведённое здесь как “взирать”, имеет очень яркую экспрессивную окраску. Оно означает не просто смотреть, но “пристально всматриваться”, “уставиться взглядом”, как если бы кто решил сам в себе: “я не сдвинусь с места и не стану ничего делать до тех пор, пока не достигну одного, – присутствия Божия; мне нужно войти в присутствие Божие”.
Многие христиане неправильно понимают слова: “открытым лицом, как в зеркале, взирая” (3:18) (употреблённое в английской Библии слово “glass” как эквивалент русcкого “зеркало” может означать зеркало, но основным его значением является “стекло” - прим перев.). Они думают, что речь здесь идёт о зеркале, которое отражает лицо Иисуса сразу при взгляде на это зеркало. Однако не это имеет в виду здесь Павел. Он здесь говорит об усиленном, пристальном всматривании, как если бы мы изо всех сил пытались рассмотреть что-то в зеркале, которое здесь больше похоже на стекло. Именно так мы должны “взирать” на лицо Христа, – в полной решимости увидеть славу Господню в лице Христа. Мы должны запереться в нашей молитвенной комнате, в нашем “святая святых”, поглощённые одним-единственным твёрдым намерением, – всматриваться настолько усиленно и искать общения с таким усердием и самоотдачей, чтобы в нас произошли изменения.
Павел говорит, что тот, кто пребывает наедине со Христом, созерцая Его, – преображается.
Что происходит, когда верующий созерцает лице Христа? Павел пишет: “Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2Кор. 3:18).
В греческом оригинале слову “преображаться” соответствует слово “метаморфосис”, что значит “измениться”, “трансформироваться”, “преобразиться”. Всякий, кто входит часто в свою молитвенную комнату, свою “святая святых”, и всматривается пристально в Христа, начинает преображаться. Такой человек непрерывно изменяется, всё больше и больше приобретая подобие и характер Иисуса.
Возможно, вы часто приходите в присутствие Господа. Однако, проводя время наедине с Ним, вы можете не чувствовать, что в вас происходят какие-либо изменения. Говорю вам: можете быть уверены в том, что какое-то изменение, метаморфоза, в вас всё-таки происходит. Что-то обязательно происходит, так как невозможно постоянно созерцать славу Христа, не преображаясь при этом.
Обратите внимание на последнюю фразу в этом стихе: “Мы же все… преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (3:18). Дух Господень совершает труд нашего преобразования. Теперь обратите внимание на предшествующий этому стих: “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (3:17).
Вы замечаете, о чём говорит здесь Павел? Он говорит нам: “когда вы взираете на лице Христа, в этом есть свобода, чтобы измениться”. Пребывая в Его присутствии, мы тем самым даём Духу свободу управлять нашей жизнью, делать с нами всё, что Ему угодно. В этом как раз и заключается наше послушание, когда мы говорим: “Господь, моя воля принадлежит Тебе. Чего бы это ни стоило, преобразуй меня в образ Христа”.
Первое, что мы видим, когда взираем на Господа, это то, насколько далеки мы от подобия Христу. И это не зависит от того, насколько праведными мы себя считаем. Дух Святой показывает нам, насколько не хватает нам славы Божией, насколько мы самонадеянны, как много усилий мы совершаем по плоти.
И всё же, когда мы продолжаем пристально смотреть на Христа, в нас незаметно начинает совершаться определённая работа. Мы видим, что Он уже совершил всё дело праведности за нас, и нам уже нет никакой необходимости прилагать титанические усилия, потеть, стараться из всех сил, чтобы стать святыми. Мы действительно потихоньку изменяемся, – но не тем, что мы делаем что-то сами, но в результате работы Духа Святого. Дух Святой начал в нас Свой славный труд преображения.
Теперь всё совершается “по завету Его, Духом Его”. Наше дело – просто часто входить в Его присутствие, поднимать свой взор на Него, пристально всматриваться в Него и оставаться в Его присутствии. И нам ещё нужно возложить наше упование на Него как на начальника и совершителя веры нашей. Духом Своим Он будет постоянно преобразовывать нас в образ Христа.
Многие христиане исповедуют, что они исполнены Духом Святым. Однако есть ведь определённый тест, проверка того, действительно ли Дух Святой управляет вашей жизнью. И положительный результат этой проверки заключается в следующем: в вас должно всё больше и больше проявляться признаков характера Христа.
Если Дух Святой всем управляет в вас, тогда рост этих проявлений характера Христа не будет происходить рывками. У вас не будет “откатов”, выходов из Его присутствия. Наоборот, вы будете ощущать непрерывный рост глубины изменений в вас, и этот рост будет происходить не только за счёт испытаний и жизненных кризисов; он будет происходить постоянно, потому что изменения, начатые в вас Духом Святым, имеют непрекращающийся характер. В работе Духа Святого нет такого понятия, как остановка роста.
И всё-таки преображение приходит к нам главным образом через испытания и страдания. Павел говорит: “Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” (2Кор. 4:7). Вы можете удивиться: как же могут наши такие хрупкие сосуды вмещать в себе и всё с большей силой каждый раз являть славу характера Христова? И особенно тогда, когда мы находимся в огне испытаний?
Мы не можем знать, каким образом Духу Святому угодно изменять нас. Мы не знаем, какие методы Он применит в нашей жизни, но мы знаем одно: смысл всякой трудности и всякого страдания заключается в том, чтобы вызвать в нас изменение.
Когда Гвен и я впервые узнали о том, что у нашей внучки Тиффани последняя стадия рака мозга, мы думали, что наша дочь Дебби будет таким вот хрупким глиняным сосудом. Мы думали: “как она выдержит всё это? Она ведь такая впечатлительная”. Но Дебби оказалась скалой: она стойко выдержала всё. Вся наша семья увидела в ней проявление силы Божией.
Откуда у Дебби была такая сила? Месяцами она созерцала лицо Иисуса, читая духовные произведения мадам Гийон и Эми Кармайкл. Дебби сказала мне, когда начала читать их: “папа, я просто хочу узнать Иисуса лучше”.
Она провела все эти месяцы наедине с Господом, созерцая Его. А Дух Святой произвёл уже то изменение, которое явлено было миру. Он преобразил её. Мы все видели ту же силу в Роджере, муже Дебби. Их вера, упование и покой во Христе, явленные ими во время их самого тяжёлого испытания, были мощным свидетельством, которое было одновременно их служением.
Я хочу сделать смелое заявление о том, что все страдания, боль и испытания, какие случаются в жизни праведного дитя Божия, являются призывом к служению.
Ни один человек на земле не может дать вам служение. Вам могут выдать диплом в семинарии, подписанный епископом или утверждённый деноминацией, к которой вы принадлежите. Однако Павел открывает нам, что всякий истинный призыв к служению исходит только от одного, и единственного, источника: “Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение” (1Тим. 1:12).
Что Павел имеет здесь в виду, когда говорит, что Иисус дал ему силу и признал его верным? Давайте вспомним, как происходило обращение апостола. Через три дня после того знаменательного события Христос определил его на служение, которое было ничем иным, как служением страдания: “И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Моё” (Деян. 9:16).
Именно это служение он имеет в виду, когда говорит: “Посему, имея по милости Божией такое служение…” (2Кор. 4:1). И добавляет: “мы не унываем”. Он говорит здесь о служении страдания, и даёт ясно понять, что это – служение, которое мы имеем все.
Павел говорит нам о том, что Иисус дал ему обетование в отношении этого служения. Христос обещал быть верным и дать ему силу пройти через все его испытания. Греческое слово, переведённое здесь как “дать силу”, означает постоянное обеспечение силой. Павел заявляет: “Иисус обещал дать мне предостаточно силы для совершения моего пути. Он делает меня способным оставаться верным в этом служении. Благодаря Ему я не ослабею и не отступлю. Я выйду к миру со свидетельством”.
Позвольте вам задать вопрос: как вы думаете, что именно в служении Павел считал своим главным призванием? Убедительность проповеди? Глубину учения? Нет. По его собственному признанию, Павел не был красноречивым оратором. Он говорил, что проповедовал в немощи, в страхе и трепете. Даже Пётр сказал, что Павел говорил вещи трудно воспринимаемые, “неудобовразумительные” (см. 2Петра 3:15-16).
И всё же к этому времени Павел уже отбросил всю свою плотскую учёность и земную мудрость. Он знал, что его служение заключалось не в проповедовании, или исцелении больных, или в его собственных блестящих человеческих качествах. Служение Павла состояло в отражении сияния Христа, производившегося в нём путём великих страданий. Великий апостол поражал своих современников, и продолжает поражать даже наше поколение тем, как он реагировал на свои испытания.
Павел часто говорил такие слова, как “Христос во мне”. Этим он хотел сказать: “вы видите перед собой обычного человека. Однако Бог провёл меня через большие испытания, и страдания эти произвели во мне характер Христов. И это именно то, что вы видите сейчас во мне. Только Верный, Дающий силу может совершить это в жизни человека. Только Он может дать Своим слугам песнь и свидетельство посреди любого испытания”.
Вот как говорит Павел о своём служении: “Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем” (2Кор. 4:8-10).
Павел не был сверхчеловеком. Он знал не понаслышке, что такое отчаяние. Ему пришлось пройти через такие отчаянные обстоятельства, что он даже и представить не мог, что всё это преодолеет. Он сам свидетельствует: “Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых, Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и ещё избавит” (2Кор. 1:8).
Понимаете ли вы, о чём говорит здесь Павел? Он говорит нам: “на нас давил такой страшный груз обстоятельств, что выдержать его было выше человеческих сил. И мы были в абсолютной растерянности, не понимая, что происходит. Мы дошли уже до того, что думали, что всё кончено”.
Это было время самых тяжёлых для Павла испытаний. Он вдруг увидел смерть лицом к лицу. Однако в этот же самый момент Павел вспомнил о своём служении и призвании. Он говорил себе: “весь мир сейчас следит за мной. Я произнёс столько проповедей о Божией силе, хранящей Своих служителей. Теперь все смотрят на меня, чтобы увидеть, действительно ли я верю в это”.
И Павел снова противостал этим обстоятельствам, готовый отдать даже свою жизнь. Он воскликнул: “будь что будет, а я Господень! Я верю в такого Бога, Который воскрешает мёртвых”.
Впоследствии Павел, обращаясь к коринфской церкви, говорил: “это ваши молитвы помогли нам. Вы дали нам силу пройти через всё это с победной песнью”. Он пишет: “при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас” (2Кор. 1:11).
Я не могу достаточно сильно выразить серьезность того, что мы не имеем права относиться легкомысленно к вопросу молитвы за наших братьев и сестёр, которые в нужде. Павел говорит, что молитвы коринфян были подарком ему. Они были более драгоценными для него, чем деньги, чем слова утешения, чем даже добрые дела любви.
Нашей семье ведома такая благодарность другим за их молитвы. В течение тридцати дней наша внучка Тиффани находилась на смертном одре у нас дома. Это было самое тяжёлое время в жизни всех нас. Мы познали смысл этих слов Павлова свидетельства: внезапная беда обрушилась на нас, и мы были стеснены сверх меры, проходя через такое испытание, которое понять мы, как обычные люди, просто не могли.
Когда настал её последний час, когда Тиффани делала последние предсмертные вздохи, мы собрались вокруг её постели, взялись за руки и пели: “Как благ Господь!”. В эти моменты мы буквально чувствовали силу молитв Божиих святых. Они были такими же реальными для нас, как и руки друг друга, которые мы сжимали.
Наша семья может смело засвидетельствовать, что мы были препоясаны молитвами тех, кто поднимал нас на руках молитвы. И, подобно Павлу, мы можем сказать всем тем, кто молился: “вы так сильно нам помогли вашими молитвами за нас. Вы подарили нам такой подарок, который помог нам прославить Бога в наш самый трудный в жизни час. Наше горе не сломило нас. Мы прошли через него”.
Возможно, сейчас наступает такое время, когда единственное, что ещё может подействовать на безумствующий мир, это то служение, о котором я говорю.
Я убеждён, что Павел описывает наше время, когда пишет Тимофею: “Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом…: проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё” (2Тим. 4:1-5).
Павел тем самым говорил Тимофею: “люди будут столь преданы своим похотям, что здравого учения не будут выносить. Но ты продолжай проповедовать Слово. Обличение необходимо, по-этому обличай непокорных и увещевай всех делать добро”.
Мы должны продолжать произносить проповеди в силе Духа, учить здравому учению и обличать нечестие. Однако скоро мир не будет желать даже слушать всё это. Человечеством настолько овладеет погоня за удовольствиями и похотями, что они станут полностью игнорировать церковь. Проповедь и учение не будут иметь никакого воздействия на одурманенное общество.
Я считаю, что мы уже подошли к этой грани по всему миру. Церковь как таковая уже стала совершенно неуместной организацией. Она во многих случаях уже больше не является авторитетом ни для какого народа, ни для отдельного человека. Спрашивается: какое служение может подействовать на мир, ставший безумным?
Благодарность Богу, есть ещё такое служение, которое действует на атеистов, мусульман, неверующих. Это отображение сияния Христа верующими через глубокое, тяжёлое страдание в их жизни. Веками это было самым сильным свидетельством, каким обладал Божий народ. Верующих потрясали и сгибали болезни, преследования, всевозможные страдания, но в горниле всего этого проявлялось сияние славы Христова характера, и именно это сияние и касалось сердец окружающих их людей.
Давайте внимательно рассмотрим увещания Павла в этом месте Писания:
· “Но ты будь бдителен во всём, переноси скорби” (2Тим. 4:5). Здесь он говорит: “неверующий мир следит за тобой. Поэтому внимательно следи за собой во время скорби. Не позволяй испытаниям сломить тебя, превратить в жалкого, лишённого веры нытика, иначе этим ты дискредитируешь всё, что ты когда-либо говорил о верности Божией”.
· “Совершай дело благовестника” (4:5). Когда я был ещё молодым проповедником, я не понимал, почему я не могу просто взять и пройти по больничным коридорам, молясь в вере, и видеть, как совершаются чудеса исцеления. Я думал: “каким мощным было бы это свидетельство! Любой скептик был бы переубеждён, если бы увидел, как больные встают со своих коек”.
С тех пор прошло много времени, прежде чем я узнал, что это, скорее всего, не самый эффективный способ евангелизации. Подумайте сами: кто окажет большее воздействие на окружающих: улыбающийся, здоровый христианин, который входит в палату к неверующим и начинает проповедовать, обличать и учить здравому учению, или же смирённая христианка, выздоравливающая после перенесённой тяжелой операции удаления обеих грудных желез? Эта женщина всегда испытывает боль. И тем не менее она не боится: она улыбается медсёстрам, озаряя комнату светом, идущим от внутреннего покоя души. Даже самому циничному, неверующему врачу будет небезразлично, откуда такая умиротворённость у этой женщины. Он видит её страдание, но его тем не менее притягивает к ней, потому что он хочет знать источник этой умиротворённости.
Я ни в коей мере не хочу принизить значение служения в больницах. Это высокое призвание и очень важное дело, которое должен выполнять каждый верующий. Но я могу сказать вам из собственного опыта, что было самым сильным свидетельством для окружающих в последние дни жизни Тиффани. В то время к нам приходил и работал в нашем доме один рабочий. Он знал, что наша внучка при смерти. Через три недели он сказал своей жене: “эти люди какие-то странные. Я вижу, как они иногда плачут, но всё равно я не могу понять того внутреннего покоя, какой у них есть. Я хочу узнать, откуда это у них”. Никто ничего не говорил этому человеку. Он просто сам увидел то сияние Духа Святого, которое исходило от нашей страдающей семьи.
· “Исполняй служение твоё” (2Тим. 4:5). Греческое слово, переведённое здесь как “исполнять служение”, означает “быть вполне уверенным в служении, полностью подготовленным к служению”. Павел, по сути, говорит здесь: “подготовься, прими меры ещё до того, как испытание внезапно обрушится на тебя. Сделай всё для того, чтобы быть уверенным в том, что ты обеспечен всем необходимым, полон духовной силы, чтобы у тебя внезапно не кончилось масло”.
Я вижу, как много христиан сегодня буквально распадаются под тяжестью своих испытаний. Тяжёлое страдание повергает их в абсолютное замешательство. Когда вы слышите их жалобные вопрошания и протесты, то вам кажется, что они никогда не знали Бога. Дело в том, что они знали Иисуса только как Начальника их веры, Того, кто положил начало их вере, но не как верного Совершителя её, завершающего дело веры. Этих людей не преображает их страдание. Скорее наоборот, оно их искажает, уродует, причём как их дух, так и характер.
Мы все изменяемся, подвергаемся метаморфозе
Преображение происходит в жизни каждого из нас. Дело в том, что мы изменяемся тем, что нас занимает больше всего. Мы становимся подобными тем мыслям, которые занимают наш ум. На нашу личность оказывает влияние и воздействует всё, что владеет нашим сердцем.
Мне доводилось наблюдать на протяжении длительного времени устойчивое вырождение личности во многих блудников вследствие ведомого ими образа жизни. Происходят значительные перемены в их внешности, меняется их голос, манеры. А главное, в них наблюдается постоянное усиление стремления ко греху.
А какие изменения производит в людях порнография! Несколько мужчин начали с рассматривания фотографий обнажённых женщин, а кончили погружением в извращение. Женатые мужчины не могут порнографией удовлетворить свою похоть до конца, поэтому начинают блудить: когда-то они клялись, что умрут за своих детей, теперь же они готовы уже бросить свои семьи, и заявляют об этом безо всякого стыда или сожаления. Как быстро распадается их личность! Они подверглись метаморфозе, превратившей их в совершенно других людей.
Я благодарю Бога за каждого, кто питает свой разум и душу духовными вещами. Такие слуги направили свой пристальный взгляд на то, что чисто и свято. Они продолжают твёрдо взирать на Христа, посвящая своё самое драгоценное время поклонению Ему и устроению себя в вере. В этих святых трудится Дух Святой, непрерывно преображая их личность в подобие Христовой.
Только такие верующие будут готовы к тем тяжёлым страданиям и испытаниям, которые внезапной лавиной обрушатся на землю. Инертных, ленивых, немолящихся христиан ждёт крах сердца или полный упадок сил. Они будут сломлены своими страхами, потому что они не дают Духу Святому трудиться в них, преображая их. Когда придут трудные времена, они просто не выдержат.
Если вы прямо сейчас проходите через огненное испытание, то знайте, что вы уже “определены на служение”, притом Самим Господом. Поэтому постарайтесь не опозорить ваше призвание и не превратиться в вечно жалующегося, сопливого нытика. Вот последние слова Павла по этому вопросу:
“Мы никому ни в чём не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всём являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах… нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем” (2Кор. 6:3-5,10).
Как понимать: “мы многих обогащаем”? Сиянием надежды на Христа посреди наших страданий. Мы являем истинные богатства миру, когда заставляем окружающих друг у друга спрашивать: “в чём его секрет? Как он может выносить это испытание? Откуда у него такое спокойствие?”
Начните подготавливать своё сердце прямо сейчас. Пополните свои запасы масла, пребывая наедине с Иисусом и устремив свой пристальный взгляд на Него. И тогда вы будете готовы ко всему. Таково наше служение в эти последние дни! Аминь.
Все проповеди Давида Вилкерсона