СЛУЖЕНИЕ ОБОДРЕНИЯ ДРУГИХ
(The Ministry of refreshing others)
Проповедь Давида Вилкерсона
Некоторые христиане склонны думать об апостоле Павле как о сверхчеловеке по причине глубины его посланий и чудес его служения. Однако если бы Павел не был из той же плоти и крови, что и мы, если бы он не подвергался таким же точно искушениям и испытаниям, ему бы нечего было сказать церкви. Все его послания были бы напрасными.
Истина же в том, что Павел написал многие свои послания в самые трудные периоды своей жизни. Он открыто признавался церкви в Коринфе, что у него бывали периоды глубокой скорби и душевных мук: “мы были стеснены отовсюду: отвне - нападения, внутри - страхи” (2Кор. 7:5). Когда великий апостол писал это, он находился в Македонии, где чувствовал себя подавленным, бесплодным и полностью отвергнутым церковью.
Как Павел дошёл до такого состояния? Давайте посмотрим, на фоне чего у него возникли такие страдания. Павел только что написал своё первое послание к Коринфянам, – резко обличительное письмо, имевшее целью исправить сложившуюся безнравственную ситуацию в этой церкви. Хотя его послание было выдержано в жёстком тоне, Павел писал его в слезах и сердечных муках.
Причиной написания этого послания был позорный случай блуда, на который церковь закрыла глаза. Павел писал коринфянам: “и вы возгордились, вместо того, чтобы плакать об этом открытом грехе среди вас. Вы не осудили этот грех, как должно было бы сделать. Вы должны были изъять из среды вашей сделавшего такое дело до тех пор, пока не увидите истинного покаяния в нём”. Павел далее советует им: “предать такого сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа” (1Кор. 5:5).
Это было сильное, жёсткое послание. Спустя некоторое время Павел уже жалел, что написал его (см. 2Кор. 7:8). На самом деле Павел печалился уже с самого дня его написания, с тревогой думая о том, как коринфяне воспримут его. Вдруг они неправильно поймут его мотив? Поймут ли они, что он написал его из любви к ним и с глубокой тревогой о том, в каком направлении начала двигаться церковь? Позже он писал им: “не в осуждение говорю” (7:3).
Я знаю, что чувствовал Павел. Уже много лет мне приходится проповедовать то, что некоторые назвали бы жёстким словом, согласно повелению Господа из Его Слова. После каждой такой проповеди я падаю на колени в душевных муках и молюсь: “О, Господи, не перешёл ли я грань? Твоё Слово говорит, что мы не должны укорять праведных или благословлять нечестивых. Скажи же мне, ранил ли я праведных Твоих этой проповедью?”
Павел также узнал, что в Коринфскую церковь стали проникать лжепророки, наставляя других “пренебрегать” его страданиями. Фактически эти люди говорили о нём: “если действительно Бог с этим человеком, тогда почему весь этот позор и поношение на нём? Почему Павла бросают в темницу? И как может какой-либо муж Божий говорить о себе, что он “не надеялся остаться в живых”? Мы не понимаем, как молящийся человек может подвергаться так часто стольким нападкам со всех сторон и так отчаиваться, чтобы не надеяться остаться в живых? Если бы у Павла была истинная вера, он бы не испытывал всех этих скорбей”.
Подобные обвинения всё ещё раздаются сегодня в адрес тех Божиих слуг, которые терпят страдания и поношение. Как часто мы слышим, как один христианин говорит о другом: “наверно, в его жизни есть какой-то грех, раз он проходит через такие страдания”? В случае с Павлом его критики просто хотели подорвать его духовный авторитет.
И всё же Павел сказал, что он не раскаивается в том, что написал это послание Коринфянам. Более того, он даёт указание своему духовному сыну Титу идти в Коринф и объяснить цель, стоявшую за этим посланием: “скажи коринфянам, что я люблю их и не хотел причинить им боль, однако с такой ситуацией, как у них, мириться нельзя. Затем встретишь меня в Троаде и расскажешь, как восприняли там моё послание”.
Когда Павел писал своё второе послание к Коринфянам, у него было ещё больше причин для беспокойства.
После того, как он послал Тита с миссией, Павел отправился в Троаду, остановившись по пути в Ефесе. Бог могущественно проявлялся через Павла там, и его помазанная проповедь коснулась сердец множества людей. Многие, слушавшие его проповедь, поспешили домой за своими оккультными книгами, сносили их на городскую площадь и бросали в большой костёр.
Это взволновало кузнецов-серебряников Ефеса, основным источником дохода которых было изготовление идолов богини Дианы. Вдруг они увидели, как их источник дохода улетучивается в виде дыма от костра прямо перед их глазами. Поэтому они в ярости восстали против Павла, обвиняя его в религиозном фанатизме и говоря, что он желает разрушить их служение. Эти обвинения зажгли большой бунт, так что Павел едва спасся от них. Когда он позднее писал о том, что “не надеялся остаться в живых”, это он говорил об этом инциденте, говоря, что “я думал, что меня убьют”.
Мы не знаем точно, что ещё случилось в Ефесе, так как Павел не говорит нам об этом больше ничего. Всё, что мы знаем, это то, что всё, происшедшее с ним там, заставляло его чувствовать себя “отягчённым безмерно и сверх силы, так что не надеялся остаться в живых” (2Кор. 1:8). Павел говорил о гонениях, скорби, подавленности духа. Конечно же, теперь, когда он покинул Ефес и направился в Троаду, он жаждал увидеть своего благочестивого сына во Христе Тита, который мог поднять его упавший дух. Павел хотел излить своё сердце Титу и узнать о реакции на его послание.
Тем не менее, когда Павел пришёл в Троаду, Тита там не было. Он ждал, когда придёт его духовный сын, но Тит всё не появлялся. Тем временем в Троаде Павлу открылась дверь для проповеди, но сердце апостола не имело покоя. Павел пишет об этом так: “Придя в Троаду для благовествования о Христе, хотя мне и отверста была дверь Господом, я не имел покоя духу моему, потому что не нашёл там брата моего Тита; но, простившись с ними, я пошёл в Македонию” (2:12-13).
Павел совершил здесь нечто, чего никогда не совершал в своей жизни, нечто, что прямо противоречило всему, о чём он проповедовал: вместо того, чтобы проповедовать, когда дверь была открыта перед ним, Павел ушёл. Вместо того, чтобы проповедовать там, Павел направился в беспокойстве в Македонию. Перед нами картина раненого воина Креста: великий апостол находился в подавленном состоянии, ослаблен и беспомощен, падая в изнеможении сердца, плоти и духа. В чём причина? Что привело Павла до такого состояния? Апостол сам объясняет это: “я не имел покоя в духе моём, потому что не нашёл там Тита, брата моего”. Он был один, и он отчаянно нуждался в утешении от кого-то.
Я немного знаком с тем, через что проходил Павел, из моего собственного опыта и со слов тех, кто имел такие же испытания. Сатана всегда старается нападать на нас, когда мы слабы и устали от борьбы. Именно в такие периоды мы наиболее уязвимы для его лжи, и я думаю, враг бил Павла двумя жуткими видами лжи. Во-первых, я думаю, он говорил ему: “Тит не пришёл, потому что он отверг тебя”. Дальше шла следующая ложь: “Тита нет здесь, потому что ты больше уже не имеешь авторитета, Павел. Ты сильно ранил этих верующих в Коринфе и сам отогнал их от себя. Твоё служение перестало приносить плод”.
Я могу только представить, какую ещё ложь сатана возводил на Павла!
Я почти слышу, как дьявол шепчет: “Бог уже не с тобой, Павел. Ты отвергнут всеми в Асии. Нет больше никого, кто остался бы с тобой. Даже твой духовный сын Тит, и в нём посеяны сомнения твоими оппонентами в Коринфе.
Признай это, Павел: ты потерял своё помазание. Посмотри на Аполлоса, чья проповедь собирает огромные толпы. Все хвалят его служение, говорят о нём, какое оно эффективное, какие толпы он собирает, тогда как у тебя так мало слушающих. Ты вызвал бунты там, где проповедовал, а те пробуждения, которые ты начинаешь, заканчиваются тем, что их закрывают, как это было в Ефесе. Тебя не любят, Павел, и ты больше не нужен. Вне сомнения, это тебя наказывает Господь. Ты каким-то образом огорчил Духа Святого, и Бог отнял руку Свою от тебя”.
Если вы ходили с Господом в близком общении, вы должны очень хорошо знать, что чувствовал Павел. Сатана – отец лжи, и прямо сейчас он может посылать вам ту же ложь, которую бросал в Павла: “ты отвергнут всеми. У тебя нет служения, нет места в труде созидания Божьего царства. Ты только занимаешь место”. Это всё идёт прямо из глубин ада.
Давид знал, что такое быть подавленным демонической ложью. В Псалме 139 он пишет о том, что находится “в брани” как физически, так и духовно. Этот муж Божий молился Господу: “нечестивые постоянно ополчаются против меня на брань. Они изощряют язык свой, как змея; они замыслили поколебать стопы мои. Они скрыли силки для меня, стараясь уловить меня” (Пс. 139:2-6, в моём изложении).
И всё же, несмотря на свои обстоятельства, Давид ликовал: “Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани” (Пс. 139:8). Вот в чём суть этих слов Давида, вкратце: “Боже, Ты покрыл разум мой, защитил его от демонической лжи. Силы ада изострили свои языки против меня, но Ты покрыл мои мысли, так что теперь эта ложь сатаны не поколеблет мои входы и выходы”.
Как Бог даёт утешение и обновление сил Своему народу в периоды их уныния?
Как Дух Святой дал утешение Павлу? Апостол сам рассказывает об этом нам: “Но Бог, утешающий смиренных, (“тех, кто унывает” - прим.перев.) утешил нас прибытием Тита” (2Кор. 7:6). Тит прибыл в Македонию в обновлённом духе, и сердце Павла возрадовалось. Когда они общались, огромная радость наполнила тело, дух и душу Павла, и апостол написал: “я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей” (7:4). Павел этим говорил: “мне всё ещё предстоят трудности, но Господь дал мне всё, что нужно для борьбы. Он воодушевил меня через Тита”.
За все мои годы в служении я повидал немало мужчин и женщин Божиих, выбившихся из сил, пребывающих в страшном унынии и смущении. Я мучаюсь в душе, видя боль этих дорогих моему сердцу братьев и сестёр, и спрашиваю Господа: “Отче, как этим слугам Твоим выбраться из этой бездны страдания? Где та сила, что извлечёт их оттуда? Что мне сказать им или как им помочь?”
Я верю, что ответ на этот вопрос находится именно здесь, в Павловом свидетельстве. Здесь перед нами человек, который настолько устал от борьбы, что уже даже не похож на самого себя. Павел переживал самый мрачный период в своём служении, и пребывал в таком унынии, в каком ещё никогда не был до этого. Однако всего через несколько часов мы видим его полностью избавленным от этой чёрной бездны и пребывающим в радости и ликовании. Снова возлюбленный апостол почувствовал себя любимым и необходимым.
Как это всё произошло? Во-первых, давайте посмотрим на то, что происходило в Коринфе. Когда Тит прибыл туда для встречи со старейшинами церкви, он сам получил огромную долю подкрепления. В церкви происходило пробуждение, так как они вняли увещаниям Павла, и теперь Бог обильно благословлял их.
Если бы только Господь в тот момент открыл глаза Павлу и показал, что на самом деле происходило там, если бы только он смог увидеть то пробуждение, которое происходило по действию его проповеди, то он бы увидел всю ложь сатаны и припомнил бы, что Божьи мысли в отношении его были во благо, что всё это было частью Его плана.
Тит прибыл в Македонию с ободряющими известиями: “Павел, верующие в Коринфе выражают тебе свою любовь! Они устранили грех, который был в их среде, и покончили с лжепророками. Они больше не пренебрегают твоими страданиями, но наоборот, радуются твоему свидетельству”.
Эта ободряющая весть, принесённая возлюбленным братом в Господе, тут же подняла Павла из бездны его уныния: “Бог, утешающий смирённых (удручённых - англ.перев.), утешил нас (меня) прибытием Тита” (2Кор. 7:6). Вы видите, какой здесь нам дан пример? Бог использует людей, чтобы ободрять других людей. Он не послал ангела, чтобы утешить Павла. Утешение, которое получил этот человек, пришло через ободрение духа Тита, который в свою очередь ободрил дух Павла.
Пример Павла и Тита подобен многим другим примерам, имеющимся в Писании.
В 27-й главе Деяний Павел плыл на корабле, направлявшемся в Рим, и остановившемся по дороге в Сидоне. Павел попросил приставленного к нему центуриона разрешить ему посетить некоторых друзей в этом городе, и Юлий “позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием” (Деяния 27:3). Здесь мы видим ещё один пример того, как Бог использует верующих для ободрения других верующих.
Мы видим это также и во 2-м послании к Тимофею, где Павел пишет о некоем верующем: “Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил (ободрял - англ. перев.) меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашёл... а сколько он служил мне в Ефесе” (2 Тим. 1:16-18).
Онисифор был также одним из духовных сыновей Павла, и он любил Павла настолько глубоко и безусловно, что искал его даже в его страданиях. Однажды, когда Павел находился в темнице, Онисифор исходил весь город, ища его, пока не нашёл. Его объяснение было простым: “моему брату тяжело. Он перенёс все страхи кораблекрушения, и сейчас его терзает сатана. Я должен его ободрить”.
Служение ободрения непременно подразумевает и поиск тех, кто в данный момент страдает. Мы слышим много разговоров о силе в церкви в эти дни: о силе исцелять больных, о силе спасать погибших, о силе преодолеть грех. Но я скажу, что есть великая, исцеляющая сила, и эта сила исходит от ободрённого и обновлённого человека. Депрессия, муки обеспокоенного духа могут приводить к самым различным физическим болезням, а вдохновлённый и обновлённый дух, – дух, почувствовавший себя принятым, любимым и желанным, – есть тот целительный бальзам, в котором нуждаются больше всего.
Мы находим это служение ободрения также и в Ветхом Завете. Когда Давид скрывался от преследований царя Саула он был вынужден бежать днём и ночью, поэтому он был всегда измотанным физически и душевно. В этот период он чувствовал себя отвергнутым священниками и Божьим народом. Тогда же, в тот критический момент его жизни, к нему пришёл его друг Ионафан: “И встал Ионафан, сын Саула, и пришёл к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога, и сказал ему: не бойся, ибо не найдёт тебя рука отца моего Саула, и ты будешь царствовать над Израилем, а я буду вторым по тебе” (1Царств 23:16-17).
Это слово ободрения пришло как нельзя более вовремя для Давида. Он только что перенёс ужасный удар отвержения со стороны людей, которым он бескорыстно сделал добро. Давид и его люди рисковали своими жизнями, спасая селение Кеила, и на некоторое время они нашли там прибежище. Однако позже, когда Саул продолжил своё преследование, Давид помолился: “Господь, предадут ли эти люди меня в руки Саула?” На что Бог ответил ему: “да, они отвергнут тебя. Уходи из этого города прямо сейчас”.
Из Псалмов видно, в каком удручённом состоянии духа пребывал тогда Давид. Его дух был угнетён, и он постоянно взывал к Богу: “Боже, где Ты?” Обратите внимание также на то, какую тяжесть в душе своей испытывал Ионафан из-за своего злого, одержимого отца. Но тем не менее, этот благочестивый друг “укрепил его упованием на Бога”, сказав ему: “Господь с тобой, Давид, и тебя по-прежнему любят в Израиле. Ты можешь не ощущать этого сейчас, но ты будешь царём. Твой труд ещё только начинается”.
Это было всё, что Давиду нужно было услышать, а именно, слова: “Бог всё ещё с тобой”. И как только он их услышал, так сразу его дух был ободрён и он был готов с новыми силами двигаться дальше. Мы наблюдаем такие примеры время от времени в Писании: Бог посылает не ангела или видение, а другого верующего, чтобы укрепить Его возлюбленных.
Павел учит нас, что есть славная цель во всех наших многих скорбях.
Под тяжестью всех наших многих скорбей и горестей легко можно впасть в бездну безверия, оставив всякую надежду и сдавшись. Если такое произойдёт с вами, вы кончите тем, что станете озлоблённым на всех и ожесточённым в сердце, если только вы не противостанете вашей ситуации с помощью истины. И вообще, мы никогда не выйдем из состояния смятения и ощущения отверженности всеми, если не поймём, почему Бог допускает эти скорби в нашей жизни. Я убеждён, что для многих читателей, это послание является словом от Господа, исцеляющим вас.
Когда Павел принялся писать своё второе послание к Коринфянам, он видел перед собой множество верующих людей, которые проходили через те же испытания, что и он. Он говорил им: “Я хочу, чтобы вы знали, что те скорби, которые переношу я, точно такие, какие переносите и вы в ваши тяжкие времена”.
“Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим” (2Кор. 1:6). Павел говорил им: “Бог использует мои страдания, чтобы научить меня, как находить утешение. Поэтому, когда встретите ваши скорби, которые навалятся на вас, вы узнаете, что в этих моих словах к вам есть сила, потому что я также прошёл через это”.
То было удивительное откровение от Духа Святого. Павел вдруг понял: “так вот почему Бог допускал все эти натиски от дьявола. Дух Святой будет утешать мою душу и исцелять меня, и тогда я смогу утешать и ободрять других в их скорбях. Он утешает нас в наших скорбях, чтобы мы были способны утешать и ободрять других, которые также переносят скорби, тем же утешением, которым мы сами были утешены”.
Сегодня идёт лавина книг, кассет и видеофильмов о том, “как справляться с проблемами”. Это слово крайне необходимо, и многие советы приносят некоторую пользу, когда они даются искренними и праведными проповедниками. Но я думаю, Павел хочет сказать нам вот что: “только те слова принесут настоящее утешение и длительное исцеление, через которые мы научились во многих наших скорбях и бедах”.
Думаете ли вы, что для вас нет никакого служения или употребления в Божьем царстве?
Не так давно я получил письмо от бывшей монахини, которая сейчас несёт служение в церкви. Этой женщине пятьдесят девять лет, и после того, как она недавно перенесла инсульт, она впала в глубокую депрессию. Переосмысливая свою прошлую жизнь, она решила распланировать свои похороны и составила следующий некролог для себя:
“Ничья жена. Ничья мать. Отдалившаяся от своей семьи после спасения. Не совершившая ничего важного в своей жизни. Жившая в бедности. Здесь покоится прах настоящей неудачницы в жизни”. Моё сердце разрывалось, когда я читал это, когда я задумался над печальной перспективой отшествия к Господу ни с чем. Однако один пастор дал этой женщине почитать копию моего послания “Напрасно я трудился”, и она написала мне: “брат Давид, ваши слова ободрили и утешили меня”.
Всегда помните: Бог использует людей, чтобы утешать других людей. Он настолько любит этот вид служения, что даже побудил пророка Малахию сказать об этом как о самом важном труде в последние дни. Малахия описывает, как в его дни Божьи люди наставляли друг друга, передавая из уст в уста слова наставления: “Но боящиеся Бога говорят друг другу” (Малах. 3:16).
Когда это происходило, в какое время? Слово Малахии звучало во времена, когда процветало нечестие, когда “пожирающие” уничтожали большую часть плодов земли. Божий народ устал и начал сомневаться в том, что хождение с Господом даёт что-то. Они думали: “нам говорили, что стоит служить Господу, слушаться Его слова и носить Его бремена. Но когда мы смотрим вокруг на гордых и отступников, то похоже, что только они счастливы. Они гоняются за богатством, живут беззаботно, наслаждаются жизнью сполна”.
Дух Святой начал пробуждение в Израиле, и вскоре страх Господен охватил жаждущий Бога народ. Вдруг все в Израиле, молодые и старые, стали миссионерами друг для друга. По побуждению от Духа Святого люди открывались один другому, наставляя один другого, укрепляя и утешая всех вокруг них.
Я убеждён, что слово Малахии об этом служении в точности отражает ситуацию, сложившуюся в наши дни. Он дал нам образец того, как будет изливаться Дух Святой в последние дни, когда Божий народ перестанет сплетничать и жаловаться друг другу на жизнь, и вместо этого начнёт ободрять друг друга. Это будет происходить по телефону, в письмах, по электронной почте и при личном общении. И Богу настолько нравится это служение, что Он всё записывает, – каждое произнесённое слово, каждый телефонный звонок, каждое написанное письмо, каждая попытка утешить удручённых заносится в “памятную книгу”. И Библия говорит, что каждый из нас, чьи дела будут записаны в этой памятной книге, будут дороги Ему: “И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю” (Малахия 3:17).
Да поможет Бог тем, кто жалуется, что у них нет служения или не открыты для них двери в служение! Я говорю каждому такому человеку: “оторвите глаза от ваших обстоятельств и перестаньте жаловаться, что вам что-то мешает. Прекратите ваши попытки угодить Богу, планируя совершить какой-то большой, жертвенный труд. Вместо этого лучше встаньте, оглядитесь вокруг и ободрите какого-нибудь страждущего брата или сестру.
Будьте Титом для ослабевшего в духе. Молитесь, чтобы вам иметь дух Онисифора, который искал страждущих, чтобы принести им утешение. Задумайтесь: вам дана вся сила неба для того, чтобы ободрять страждущего верующего, кого-то, кто нуждается в том утешении, которое Бог дал исключительно вам. Да-да, есть люди, которые нуждаются в вас, и Господь рассчитывает, что ваши прошлые утешения, которыми Он утешал вас, принесут ободрение этим людям. Призовите сегодня кого-нибудь к себе и скажите: “брат или сестра, я хочу помолиться за тебя и ободрить тебя. У меня для тебя есть хорошее слово”. Аминь!
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке