ПРИЗВАННЫЕ БЫТЬ ПОДОБНЫМИ ХРИСТУ
Проповедь Давида Вилкерсона
Недавно одна дорогая христианка сказала мне: “я узнаю о своей цели в жизни на тех курсах, которые я сейчас посещаю”. Она заканчивала восьминедельные курсы, целью которых было помочь людям определить, в чём состоит их призвание.
Я слышал, как один пастор по радио объявлял нечто подобное. Он предлагал слушателям помочь обнаружить в себе свои духовные дарования. Вам достаточно только попросить выслать вам его анкету, заполнить её и отослать обратно, и его помощники определят, к чему у вас есть особенные дарования. И тогда они скажут вам, как найти своё место в Теле Христовом.
Одна отчаявшаяся супружеская пара как-то писала мне: “мы уже долго ищем, но никак не можем найти, к чему Бог призвал нас в нашей жизни, к тому же, мы постоянно натыкаемся на препятствия разного рода. У нас уже больше нет сил, и иногда мы даже думаем отказаться от всего этого”. Может быть, этой паре и стоит обратиться к таким методам, которые предлагают эти люди. Я уверен, что такие методы могут быть эффективными до какой-то степени. Библия говорит, что Бог даёт дары Своему народу, и я верю, что существует такое понятие, как особое призвание.
Тем не менее, Писание меня убеждает в том, что у всех верующих есть только одно главное призвание. Все наши другие призвания объединены в этом одном призвании, и каждый дар проистекает из него одного, и если мы упустим это призвание, то все наши желания и старания будут напрасны.
Иисус говорит об этом нашем главном призвании в следующих словах у Иоанна 15:16: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод”. Наше призвание в жизни просто вот какое: все мы призваны и избраны для того, чтобы приносить плод.
Какой же плод мы должны приносить?
Многие искренние христиане думают, что приносить плод – это просто приводить души ко Христу. Но приносить плод означает нечто намного большее, чем даже спасение душ.
Тот плод, о котором говорит Иисус, есть плод Христоподобия. Проще говоря, приносить плод – это значит отражать в себе образ Иисуса. А приносить много плода – означает постоянно возрастать в подобии Христу.
Становиться всё более и более похожими на Иисуса и есть наша главная цель в жизни. Она должна быть в центре всех наших дел, нашего образа жизни, наших отношений. И все наши дарования и призвания, – весь наш труд, служение и свидетельства, – должны исходить из этой главной цели.
Если я не Христоподобен в своём сердце, – если я не становлюсь заметным для других образом всё более и более похожим на Него, – то я совершенно не понял Божией цели для моей жизни. И что бы я ни совершал для Его Царства, если я не исполню это одно Божие предназначение для моей жизни, то это будет означать, что я жил, проповедовал и трудился напрасно.
Видите ли, Божья цель для моей жизни не может быть достигнута тем, что я делаю для Христа. Степень её достижения не может измеряться чем-либо из того, что у меня получается делать, даже если я исцеляю больных или изгоняю бесов. Нет, Божия цель достигается во мне только тогда, когда я нахожусь в Нём и становлюсь хоть как-то похожим на Него. Христоподобие не основывается на том, что я делаю, оно определяется тем, как я преобразуюсь в Его подобие.
В представлении учеников Иерусалимский храм был могущественным достижением, делом Божиим, великолепным зданием. Они даже предложили Иисусу пройтись по нему, чтобы показать Ему великолепие этого строения, какие огромные толпы собирались в нём каждый день, все религиозные обряды и служения, совершавшиеся там. Они думали, что Христос будет так же восхищён всем увиденным, как и они.
Но вместо этого Иисус сразу охладил их энтузиазм. Он сказал им, по сути, вот что: “всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. Все эти толпы рассеются, и даже пастыри разбегутся. Всё это, что так впечатляет вас, что выглядит столь религиозно, будет отвергнуто. И всё это будет только из-за того, что в нём не видно Христа. Всё это человекоцентрично, в нём видно только человека и его способности”.
Дело в том, что ученики не на тот храм обращали внимание. Они смотрели на этот, видимый, храм, творение рук человеческих. Их внимание обращено было только на ту религиозную деятельность, которая происходила в храме, и великими они считали совсем не те вещи. То, что происходило там, в том храме, не выражало больше Отца: храм стал вертепом разбойников и торговцев; пророки и священники были поражены корыстолюбием. Они даже грабили и обижали собственных родителей. Тот храм был очень далёк от цели Христовой для него.
Говоря короче, Иисус перевёл внимание учеников с видимого на духовный храм. Как Павел впоследствии напишет церкви: “Разве не знаете, что вы храм Божий?”
Я верю, что многие христиане сегодня похожи на тех учеников: мы восхищаемся красотой и величием церковных зданий, множеством народа, который устремляется в них по воскресеньям, уникальностью наших богослужений, множеством программ и служений. Но суть слов Иисуса ясна: мы не должны сосредотачиваться на зданиях из камня и металла, на формах служения или на том, как управляется церковь. Всё это будет только отвлекать нас. Вместо этого в центре нашего внимания должен быть наш духовный храм.
Дело в том, что Дух Святой пребывает в Своём храме, – в наших телах, – постоянно, и готов в любой момент использовать нас в Своей цели, а это значит, что наш духовный дом должен быть в порядке.
Бывают времена, когда мы просто призваны произносить праведный суд. Писание призывает каждого христианина разоблачать лжеучения и лжепророков. Особенно служители в Божьем доме должны подвергать осуждению всё, что не соответствует Христу.
Однако Пётр говорит, что суд начнётся с дома Божьего. И под “домом” здесь подразумевается не только церковь, но и наш телесный храм. Я должен судить самого себя, т.е. следить за состоянием своего собственного храма прежде, нежели я буду способен судить о чём либо, что я вижу в церкви.
Иисус говорит: “Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают” (Иоанна 15:2,6). Всё, что в церкви не является отображением Христа, всё, что коррупция и фальш, что не способствует направлению людей в Христоподобие, будет осуждено и с этим будет иметь дело Господь. Иисус извергнет это прочь. И Он разорит и лишит силы это служение и его нечестивых служителей. И в конце концов Он откроет их грех, обанкротит и отвергнет.
Я убеждён, что если бы кто-нибудь из современных христиан прошёлся бы по храму во времена Иисуса, он бы был опечален увиденным. Священники в стороне набивают карманы деньгами, жадность и коррупция, неудержимая гонка за богатством – всё это было бы шокирующим. Такой христианин наверняка удивлялся бы в себе: “как долго Господь будет терпеть такой вертеп в Своём доме?”
И, однако же, правда состоит в том, что нам незачем было бы беспокоиться о состоянии храма: Иисус Сам изгнал оттуда всё нечестие. Он взял бич и очистил Дом Своего Отца, и разрушил все те поражённые грехом служения, которые проводились там.
Сегодня мы служим тому же храмоочищающему Христу. И Он обязательно изгонит вон всё растление из Своей церкви, в Им назначенное время и Его способом. Если бы Он захотел, Он мог бы сделать так, чтобы каждый лжепророк был разоблачаем уже на следующий день. Следовательно мы должны доверять Ему заботиться о Его церкви. Наша задача – следить за тем, чтобы ничто мирское не пускало корни в нашем собственном человеческом храме.
Павел говорит: “мы призваны по Его изволению”.
“Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу” (Римлянам 8:28). Суть этих слов Павла проста: “всё обязательно обернётся благом в жизни тех, кто любит Бога и ходит Его путями”.
Эта истина заставляет меня удивляться: почему же тогда столько много изнемогших и отчаявшихся среди христиан? Почему так много пасторов во всём мире ослабевают, падают духом и оставляют своё служение? Откуда тогда эта страшная конкуренция между церквями и служениями?
Я вижу повсюду церкви, погрязшие в материализм и большие долги, и в то же время людей, мучающихся поисками ответов на жизненно важные для них вопросы. Я спрашиваю вас, можно ли это назвать той “жизнью в избытке”, о которой Павел говорит, чтобы мы имели? Всё это даже не похоже на хорошую жизнь. Если искренно сказать, такую жизнь можно назвать лишь жалким существованием. Вы зайдите в любую христианскую книжную лавку и прочитайте названия книг на полках. Большинство из них – это книги “самопомощи” о том, как справиться с одиночеством, как пережить депрессию, как самореализоваться в жизни. Откуда всё это?
Всё это оттого, что мы совершенно неправильно всё понимаем. Мы не призваны иметь успех во всём, быть свободными от всех тревог и скорбей, быть какими-то “особыми счастливчиками” достигшими успеха. Нет, мы упускаем из виду одно-единственное наше призвание, одну-единственную цель, к которой мы все должны стремиться и которая должна быть главной во всей нашей жизни, а именно, – стать плодотворными в уподоблении Христу.
Когда мне было двадцать девять лет, один известный евангелист, который был старше меня по возрасту, пригласил меня к себе на обед. Он тогда сказал мне так: “если ты не добьёшься успеха к пятидесяти годам, то ты никогда уже ничего не добьёшься. У меня вот ещё есть в запасе пять с небольшим лет, они пролетят, а потом уже всё. Поэтому я уже сейчас работаю над проектом одной телепередачи, которая будет транслироваться по национальному телевидению”.
Я подумал себе: “Добиваться успеха? Это звучит как-то не по-христиански. А как же Христово призвание?” Вскоре после этого Бог, что называется, “положил этого человека на полку”. Он ушёл в забвение, и все его мечты рухнули. Печально то, что я слышу подобные же речи во время моих поездок в наши дни. Уже несколько служителей сказали мне: “я собираюсь построить мега-церковь”.
Один человек, который однажды посещал нашу церковь, признался мне: “меня так раздражает, когда я вижу, как все вокруг меня делают головокружительную карьеру, добиваются успеха в жизни, тогда как у меня всё время столько финансовых проблем. Всё, решено: теперь моя очередь; я добьюсь успеха, чего бы это мне ни стоило”. Последнее, что я слышал об этом человеке, это что у него проблемы с законом.
Да, это правда, что многие из нас призваны быть обычными, рядовыми христианами. Тем не менее, мы изо всех сил стараемся угнаться за другими, следуя тому духу конкуренции, который царит сегодня в мире. Мы внушаем нашим детям, что они должны стать докторами, адвокатами, видными бизнесменами, даже “успешными” служителями Божьими. Но ведь для того, чтобы найти цель в жизни, вовсе не нужно становиться кем-то. Для этого нам не нужно возводить здания, писать книги или собирать толпы. Павел говорит, что нам предопределено быть подобными образу Христа, а это и есть наша единственная цель: “Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями” (Римлянам 8:29). Иисус был абсолютно предан Отцу, и эта преданность была всем для Него. Он говорил: “Я говорю только то, что слышу от Отца Моего Небесного”. Павел говорит нам, что каждый верующий должен следовать тому же образцу и видеть перед собой одну и ту же главную цель: “я здесь ради моего Господа”.
Итак, хотите ли вы принести “много плода”, который проистекает от возрастания в Христоподобии? Я задавал себе этот вопрос, когда готовил эту проповедь. И Дух Святой прошептал мне: “Давид, ты должен возжелать пересмотреть своё отношение к другим людям”.
Проще говоря, приношение плода сводится к тому, как мы относимся к другим людям. Мы исполняем наше предназначение в жизни только тогда, когда начинаем любить других так, как Христос возлюбил нас. И мы будем возрастать в нашем подобии Христу тогда, когда любовь наша к другим будет возрастать. Иисус сказал: “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей” (Иоанна 15:9). Его заповедь ясна и проста: “Возлюбите других. Любите их той безусловной любовью, какой Я возлюбил вас”.
Дух Святой открыл мне три сферы нашей жизни, с которых должна начать проявляться безусловная любовь Христова:
1. Эта любовь должна начинаться с наших домов.
Иисусова заповедь касается того, как я отношусь к своей супруге и своим детям. Если вы одиноки, эта заповедь говорит вам, как вам следует относиться к вашим соседям, другим христианам, людям из вашего ближайшего окружения.
Эта истина лежала в основе пророчества Малахии об Израиле. Бог говорил священникам тех дней: “И вот ещё что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших” (Малахия 2:13).
Почему Бог не принимал более служения этих людей? “За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно… Итак берегите дух ваш” (2:14-15). Все эти слова говорят о проблемах в их семейных отношениях.
И закрыть глаза на этот вопрос невозможно. Если я хочу стать таким человеком и служителем Божиим, каким Бог призвал меня быть, тогда моя жена должна иметь возможность смело заявить перед небом, адом и всем миром: “мой муж любит меня любовью Христа. Да, он совершает ошибки, но он проявляет всё больше и больше терпения и понимания в отношениях со мной. Он становится более нежным и заботливым. И он молится со мной. Он не лицемер; он живёт так, как проповедует”.
Я помогаю управлять церковью, которую другие назвали бы мегацерковью. Я провожу конференции для пасторов по всему миру, проповедую тысячам одновременно. Я основал Teen Challenge (Служение подросткам), христианский реабилитационный центр для алкоголиков и наркоманов, который сейчас насчитывает 500 центров по всему миру. Я написал около двадцати книг, помог в основании библейской школы, построил приют для оставленных матерей-одиночек и их детей. Я осыпан многими почестями.
Но если свидетельство моей жены обо мне иное, если её сердце щемит какая-то тайная боль, и она думает: “нет, мой муж не тот человек Божий, за которого он себя выдаёт”, то тогда всё, что я делаю в моей жизни, напрасно. Тогда все эти мои дела, – проповеди, достижения, благотворительность, мои многочисленные поездки, – не стоят ничего; тогда я есть не более, чем увядшая, бесполезная веточка, не приносящая плода Христоподобия. Тогда Иисус обязательно раскроет всем мою мёртвость, и я тогда буду представлять очень малую ценность для Его царства.
Вы можете евангелизировать, сколько хотите, свидетельствовать и раздавать брошюрки; можете ходить в церковь неделю за неделей и воспевать хвалебные псалмы Господу; но вот что может сказать о вас ваша супруга или супруг? Какую жизнь вы ведёте дома?
Средних лет пастор и его жена пришли однажды ко мне оба расстроенные и в слезах. Пастор сказал мне сквозь слёзы: “брат Давид, я согрешил против Бога и своей жены. Я совершил прелюбодеяние”. Исповедав мне этот свой грех, он весь затрясся от рыданий, так глубока была печаль его ради Бога. Тогда жена его повернулась ко мне и сказала тихо: “я простила его. Я вижу, что его раскаяние искреннее. Я знаю, он не такой человек, чтобы изменять. Я уверена, Господь исцелит наши души”.
Мне выпала привилегия быть свидетелем начала удивительного исцеления души. Нам никогда не оплатить наши прошлые промахи и ошибки, но когда мы по-настоящему каемся в них, Бог обещает восстановить всё, что было съедено червями.
И всё же то вероломство, о котором говорит Малахия, имеет отношение не только к блуду или прелюбодеянию. Оно включает в себя всё, что можно назвать нехристоподобным, такие понятия, как малодушие, обида и неискренность. Эти виды вероломства также способны обратить в ничто достижения всей нашей жизни. Бог говорит ко всем, совершающим их: “Я не приму ваши труды, ваше служение или ваши приношения, которые вы совершаете для Меня. Я имею нечто против вас”.
Я очень желаю, чтобы каждая супружеская пара, которая в своих отношениях ставит Христа на первое место, поднялась и сказала истину о том, как это непросто. Брак – это каждодневный тяжкий труд, что, впрочем, можно сказать и о христианской жизни. Как и Крестный путь, он означает каждодневное жертвование собой и своими правами. Сатана знает, что ваше сердце настроено на возрастание в Христоподобии в вашей семье, а потому он постоянно будет отягчать вашу жизнь испытаниями.
Говоря проще, нет школы более трудной и тяжёлой, чем школа брака, причём школа эта не имеет выпускников. Бог говорит нам ясно: наша жизнь с нашими близкими есть вершина, кульминация, самое трудное из всех наших испытаний. Если наша жизнь будет неправильной в этой сфере, то и всё остальное в нашей жизни будет неправильным.
2. Христоподобие также имеет отношение и к тому, как я отношусь к тем, кто не входит в круг моей семьи.
Быть Христоподобным означает ещё видеть Иисуса в других. В моих поездках я встречаюсь со многими дорогими людьми, которые, как я знаю, всецело преданы Господу. В тот момент, когда я вижу их, сердце моё чуть не выпрыгивает от радости. Хоть этих людей я никогда раньше не встречал, я имею свидетельство от Духа Святого, что они исполнены Христом.
И до сих пор у меня перед глазами их лица: это пасторы, епископы, простые уличные евангелисты. И когда я их увидел в первый раз, я сразу понял даже ещё до всяких слов: “этот человек с Иисусом. Эта женщина имеет радость Христову”. Приветствуя их, я всегда говорю им те слова, которые я бы хотел, чтобы другие говорили обо мне: “брат, или сестра, я вижу в вас Иисуса”. И говорю это я не для того, чтобы польстить им: об этом свидетельствует мне Сам Дух Святой.
Мы знаем, что быть подобными Христу означает любить других, как Он любит нас. Однако это также включает в себя необходимость любить и наших врагов, – тех, кто ненавидит нас, кто обижает нас, кто неспособен любить нас. И притом делать это мы должны, ничего не ожидая взамен. Конечно же, с человеческой точки зрения так любить просто невозможно. Нет таких обучающих книг, таких методик, такого свода правил и принципов, таких знаний, которые могли бы научить нас, как любить своих врагов так, как Христос любит нас. И, тем не менее, нам дана заповедь делать это, и притом должны мы это делать с постоянно растущим желанием. Согласно Иисусу, это именно тот плод, который мы должны приносить.
Итак, как же нам это делать? Как мне любить того мусульманина, который плюнул мне в лицо за квартал от нашей церкви? Как мне любить тех людей, которые на своих сайтах в интернете называют меня лжепророком? Как мне любить гомосексуалистов, которые устраивают шествия на Пятой авеню, выкрикивая: “Иисус был геем”? Как мне любить их настоящей любовью во Христе, когда я своими силами не умею любить даже других христиан?
Очень просто: это должно быть работой Духа Святого. Как Иисус молился Отцу: “да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них” (Иоанна 17:26). Христос здесь просит Отца вложить Его любовь в нас. И Он обещает, что Дух Святой покажет нам, как жить, проявляя эту любовь:
“Когда же приидёт Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам” (Иоанна 16:13).
Слышите, что Иисус говорит здесь? Дух Святой соберёт воедино все те свидетельства того, как Христос любил других, и “покажет вам”. И действительно, Дух Святой очень любит давать нам всё большее и большее откровение об Иисусе. Вот для чего Он обитает в наших телесных храминах: чтобы преподавать нам Христа. “вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет… Он научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам (Иоанна 14:17,26).
3. И наконец, третье: совсем не христоподобные разделения в церкви лишают её власти и влияния в каждой стране.
Во времена апостолов церковь была настолько наполнена властным Христовым присутствием, что приводила в трепет царей и правителей. Павел и его молодые пастора и евангелисты проповедовали совершенно без страха. Они наполняли буквально целые города и народы вестью об Иисусе. Здесь перед собой мы видим пример церкви, известной своим Христоподобием, своей силой потрясать небо и землю.
Однако сегодня от той прежде могучей церкви осталось лишь слабенькое заведение с еле улавливаемым присутствием Христа. Она сегодня становится посмешищем и притчей по всему миру. Так как я часто езжу из страны в страну, то я вижу, почему это происходит. Мне часто приходится видеть церковь в очень печальном состоянии, носящую на себе печать узкого деноминационализма. Каждая группа претендует на то, что именно она Христова, и что только она проповедует библейские истины, в то время как эти группы не могут даже сидеть вместе за одним столом.
К счастью, во многих странах христианские лидеры, пренебрегая деноминационными разделениями, помогают нам организовывать пасторские конференции. Однако очень большое разделение всё ещё существует между культурами и расами. На некоторые группы людей всё ещё смотрят сверху вниз, их даже не приглашают на собрания. Также всё время возникают повсеместно и новые религиозные движения с признаками истинного пробуждения, однако некоторые из них претендуют на исключительность, заявляя, что только они являются носителями истины.
Наконец, есть ещё один тип разделения в церкви, который уж точно не Христоподобен. Это раздоры между великими и малыми, между теми, кто творит великие дела во имя Господа и теми, кто призван к делам гораздо меньшим.
Бог судится с этим типом разделений: “кто может считать день сей маловажным?” (Захария 4:10). Это было Его слово к тем израильтянам, которые пренебрежительно отнеслись к дню, когда Зоровавелем был заложен фундамент под будущий храм. Они презрительно отнеслись к этой новой стройке потому, что она не была столь же грандиозной, как возведение храма Соломоном.
Подобным же образом и сегодня на многих пасторских конференциях поощряется численный рост церквей, их превращение в мегацеркви. Пасторам малых церквей говорят примерно следующее: “запишитесь вот на этот семинар, который проводит пастор мегацеркви, и вы узнаете, как добиться успеха. Со временем и ваша церковь станет такой же большой, как и у него”. На самом же деле это только ещё более расстраивает пасторов. В конце концов они приходят к убеждению: “я не делаю ничего значительного для Господа. Он просто меня не использует”.
Скажу вам откровенно: я бы с большим удовольствием посетил бы пасторскую конференцию, на которой выступали бы только пасторы маленьких и средних церквей. У меня нет никакого желания слышать о том, как создать большую церковь или состряпать огромный бюджет. Я бы лучше послушал двадцать или тридцать выступлений пасторов маленьких церквей о том, что Бог говорит им, о том откровении о Христе, которое они получают.
Возможно, вы сейчас думаете: “я один из этих малоприметных людей. То, что я делаю для Царства Божьего, весьма незначительно. Я не участвую ни в в каком по-настоящему важном деле для Господа”. Такое представление в корне неверно. Позвольте мне сказать вам, каково, по моему мнению, Божие представление обо всём этом.
Самые полезные люди в церкви Иисуса Христа те, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать. Да, некоторые люди совершают великие дела, которые являются видимыми и известными для многих. Однако у некоторых из этих служителей нет глаз на то, чтобы видеть нужду страждущих людей. Они ориентированы больше на проекты, чем на на нужды людские.
Просто дело в том, что Христос, Который живёт во мне, не слеп и не глух. И Слово Его говорит: “А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, - как пребывает в том любовь Божия?” (1Иоанна 3:17). Иисус видит всех нуждающихся и страждущих вокруг меня. Он слышит стоны и плач тех, кто в горе и в немощи, и если я хочу быть больше похожим на Него, тогда мне нужны будут Его глаза, чтобы видеть то же, что и Он.
Вот в чём любовь Христова: чтобы слышать скорбящий плач ребёнка из гетто, у которого нет отца, сдавленный крик страдающей от одиночества души гомосексуалиста, мучимого своим грехом и пытающегося утопить свои муки в алкоголе, отчаянные крики голодного, нищего, заключённого. Быть подобным Христу – означает иметь такие вот “глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать”.
О, Господь, дай мне слышащее ухо! Помоги мне перестать говорить людям, как много я знаю. Вместо этого, помоги мне услышать, что Ты говоришь тем, кого никто не знает. Помоги мне быть учеником у тех безвестных пасторов и служителей в Теле Твоём, которые действительно приносят много плода. Дай мне услышать, что Ты говоришь через них. И дай мне любить других не на словах только, а на деле и по истине. Аминь!
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке