КТО ПРОДЛИТ ДНИ ЕГО?
Проповедь Давида Вилкерсона
В Новозаветние дни, когда пробуждение пришло в Иерусалим, ангел проговорил к апостолу Филиппу. Он повелел ему идти в пустыню Газа, где Филипп встретил одного вельможу Ефиоплянина, едущего в колеснице. Этот человек читал громко из книги Исаии, поэтому Филипп спросил этого вельможу: “разумеешь ли, что читаешь?” (Деяния 8:30).
Очевидно, этот вельможа остановился на каком-то одном месте Писания, которое он никак не мог понять. Этим местом было Исаии 53:9-11: “Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством”.
До этого места этот вельможа, должно быть, читал пророчество Исаии с радостью и вдохновением. Оно говорило о грядущем Человеке, который придёт и уничтожит смерть, отрёт всякую слезу и снимет поношение со Своего народа. Слепых Он сделает зрячими, измученных выпустит на свободу и избавит народ от уз и оков. Наконец, этот Человек искупит народ Себе, поведя их по пути, доселе им неизвестному, и Он будет заветом этому народу, заветом, ведущим их к источникам воды живой.
Согласно Исаии, этот Человек, который придёт, будет иметь владычество на раменах Своих, и Он установит вечное Царство, которому не будет конца. Цари будут чтить Его, и знатные мира будут вставать, чтобы поклониться Ему. Он будет светом для народов, неся спасение до краёв земли. И Он будет вечным Спасителем.
Представьте, какова была радость этого ефиоплянина, когда он читал все эти удивительные слова. Очевидно, этот вельможа испытывал жажду по Богу, иначе он не занимался бы чтением Писаний. А тут ещё пророчество Исаии говорило о приходе Царя вечности. С каждым новым откровением об этом, мысли этого вельможи всё чаще и чаще возвращались к одному и тому же: “кто же этот удивительный Человек?”
Всё время читая о славе и величии этого Человека, который грядёт, он вдруг натыкается в тексте Исаии на какие-то странные и непонятные ему слова: “но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых…” (53:8). “В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его” (Деяния 8:33). Наконец, он доходит до стиха, который, кажется, противоречит всему только что сказанному: “Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его” (Исаия 53:10).
Всё это было таким непонятным, не вязавшимся одно с другим. Ефиоплянин обратился к Филиппу и спросил: “Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня?” (Деяния 8:31). И вот что было загвоздкой для него: “как может мёртвый увидеть своё потомство? И как он может продлить дни свои на этой земле? Исаия говорит, что этот Человек будет отвержен, убит и погребён. Как же тогда Он сможет благоуспешно исполнять волю Своего Отца? И как тогда будет разъяснён миру род Его?”
Здесь полезно будет разобраться, что подразумевается под этим вопросом: “род Его кто разъяснит?” (Деяния 8:33). Употреблённое здесь греческое слово в своём первоначальном значении означало: “возвещать, быть каналом передачи информации, о каком-либо деянии”. Другими словами: “кто поведает об этом Человеке и Его деяниях? Кто покажет миру всё, чем Он занимался? Кто будет хранить живую память о Нём?”
В этот момент Филипп начал раскрывать глаза Ефиоплянину. Во-первых, “Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе” (Деяния 8:35). Филипп объяснял вельможе: “Тот Человек, о Котором ты читаешь, уже пришёл. Его имя – Иисус из Назарета и Он есть этот Мессия”.
Далее Филипп разъяснил ему 11-й стих 53-й главы Исайи: “На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством”. Филипп сказал вельможе, по сути, вот что: “подвигом Христа было распятие. Именно тогда Он был отвержен и погребён. Но Отец воскресил Его из мёртвых, и теперь Он живой и пребывает в славе. Всякий, кто исповедает имя Его и уверует в Него, становится Его дитём. Воистину, Христово семя живёт в каждом народе, и именно так Его жизнь продлевается, – через Духа Святого, живущего в Его детях. И ты тоже можешь стать Его дитём”.
Что за невероятная весть для ушей Ефиоплянина! Неудивительно, что он с таким рвением выпрыгнул из колесницы, чтобы тут же креститься. “Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его” (Деяния 8:37-38).
Вопрос для нас заключается в следующем: как жизнь Христа продлевается в нашем поколении? Я должен спросить себя: “как я продлеваю жизнь Христа? Является ли моя жизнь полным выражением того, каков Он? Действительно ли я являюсь каналом, через который жизнь Иисуса изливается наружу? Раскрывает ли моя жизнь истину о том, что Он жив и действует сегодня?” Чтобы ответить на эти вопросы, я должен задать себе также и этот вопрос: “принимаю ли я всерьёз пророчество из 53-й главы Исаии? Могу ли я честно сказать о себе, что я – Христово семя, и что Он удовлетворён тем, что видит во мне?
Говоря о продлении жизни Христа, мы имеем в виду поток Его жизни, который течёт в нас. Как мы поддерживаем этот поток, чтобы свидетельство об Иисусе распространялось через нас?
Откроем Притчи, 4:23: “Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни”. Я много проповедую о необходимости молиться, поститься и изучать Писание. Я также молю Бога о ещё большей жажде искать Его, ещё более близком общении с Ним, иметь ещё большее влечение к Иисусу. Однако Притчи говорят нам, что мы должны идти ещё дальше, ещё глубже, чем это. Этот стих говорит о сердце, о тех скрытых, тайных источниках в нашем сердце, которые и определяют тот поток жизни, который исходит из нас.
Видите ли, даже если я буду дольше молиться, чаще поститься и читать Библию более усердно, мой разум всё равно может оставаться осквернённым. В моём сердце всё равно могут находиться преграды, мешающие свободному потоку Христовой жизни во мне. И я могу стать осквернённым до такой степени, что почти весь этот поток жизни я буду перекрывать, так что выходить будет только небольшая струйка. И тогда я уже не смогу продлевать Ему жизнь, “разъяснять род Его”.
Иисус ясно говорит нам, что оскверняет человека: “не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека” (Матфея 15:10-11). Что же это такое, что выходит из сердца? Что же это за пути, что оскверняют сперва нашего внутреннего человека, а затем и всё наше существо?
Библия указывает на три источника: осквернённые уста, осквернённые уши и осквернённые глаза. Как слуги Божии, мы не можем допускать, чтобы что-то препятствовало течению Христовой жизни в нас. Если я – Его семя, избранное Им, чтобы “разъяснять род Его”, чтобы быть проводником Его воскресшей жизни через моё хождение, мои поступки, то тогда я должен управлять своим сердцем и своими поступками, сверяясь с Его Словом. И если какая-либо часть моего внутреннего человека, – будь то уста, уши или глаза, – будет осквернена, моя внешняя жизнь и свидетельство будут затруднены.
1. Осквернённые уста Вернёмся снова к 53-й главе Исаии, чтобы ещё раз прочитать о том, кто такой Христос и что Он Собой представляет. В этой главе о Нём сказано: “…не было лжи в устах Его” (53:9).
Как мы являем собой Христа в этом конкретном проявлении сердца? Этому вопросу уделяется внимание в обоих Заветах. Иаков предостерегает церковь: “И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” (Иакова 3:6).
Подобное же предостережение мы находим у Исаии: “Тогда ты воззовёшь, и Господь услышит; возопиёшь, и Он скажет: “вот Я!” Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное” (58:9). Еврейское слово, переведённое здесь как “оскорбительное”, означает грубость, непочтение, неуважение.
Исаия делает потрясающее заявление. По сути, единственное, ради чего мы молимся, постимся и изучаем Божье Слово, – это чтобы быть услышанными на небе. Однако Господь присовокупляет к этому большое “если”. Он заявляет: “если вы хотите, чтобы Я слышал вас на высоте небес, вы должны следить за тем, что исходит из вашего сердца. Да, Я услышу вас, если вы перестанете показывать пальцем на других, если вы перестанете говорить о них неуважительно”.
В Божьих глазах мы совершаем большой грех, когда говорим о ком-либо так, что бросаем тень на его репутацию. Книга Притчей говорит нам: “Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (22:1). Добрая слава – это сокровище, которое создаётся в течение длительного времени. И всё же я могу очень быстро уничтожить чьё-либо сокровище одним-единственным обвиняющим словом, исшедшим из уст моих.
Я думаю, мы не посмели бы похитить у кого-либо его золотые часы или ограбить его банковский счёт. И, однако же, Бог нам ясно говорит, что оклеветать чьё-либо имя равносильно самому грубому грабежу. И мы можем совершать его самым искусным образом: просто предосудительно показав на кого-либо пальцем, поставив под сомнение его(её) человеческие качества и передав дальше какую-либо сплетню об этом человеке. По сути, три самых убийственных слова, которые мы можем произнести: “А вы слышали...?” Даже то, что подразумевается под этим вопросом, уже грабит человека, лишая его чего-то очень ценного. И это оскверняет наши собственные уста.
Многие в доме Божьем легкомысленно относятся к тому, что говорит Его Слово по этому поводу. Псалом 49 подробно говорит как о грехе осквернения уст, так и о его последствиях: “уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь; ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего. Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие” (Псалом 49:19-23).
Так почему же мы делаем это? Почему мы не боимся и не чтим Слова Божьего, говорящего так об этом? Почему же мы так легко бросаемся словами, говоря о других? Почему мы продолжаем произносить слова, не задумываясь над их смыслом, не котролируя наш язык? Этот псалом говорит нам, почему: “ты подумал, что Я такой же, как ты”.
Проще говоря, мы думаем о Боге, что Он такой же, как мы. Мы искажаем и приспосабливаем под себя Его Слово, чтобы Оно оправдывало нашу собственную склонность судить других. И мы совершенно игнорируем ту истину, что Бог, прежде всего, смотрит на скрытые, более глубокие источники в сердце человека.
И здесь, в 49-м Псалме, Господь говорит нам: “Я буду обличать тебя, так как Я желаю, чтобы ты привёл и эту часть твоего сердца в порядок. Ты должен увидеть своё осквернение так, как Я его вижу: как грех и зло, как то, что представляет серьёзную опасность для твоей души”.
Как служитель Божий, я желаю, чтобы жизнь Христова изливалась потоком через мои проповеди. А как муж, как отец и дедушка, я хочу, чтобы она струилась через меня обильными потоками на мою семью. А это значит, что источник Христовой жизни во мне не должен быть загрязнён. Я не могу допустить, чтобы в моём источнике был какой-либо яд, или чтобы что-то преграждало его свободное течение во мне.
Однако с моей стороны это должно быть сознательным решением. Я должен непрестанно взывать к Духу Святому: “Господь, обличай меня каждый раз, когда я оскверняю себя”. Давид принял для себя такое решение. Он писал: “от мыслей моих не отступают уста мои” (В дословном переводе с английского это место звучит так: “я задумал (т.е. решил сам для себя), что мои уста не будут грешить”) (Псалом 16:3). “Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих” (140:3).
Вы можете спросить: “Неужели это и в самом деле возможно, – контролировать свой язык, принять решение не грешить устами?” Давид отвечает следующим свидетельством: “Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною” (38:2). По сути, этим он говорит: “всякий раз, когда я сажусь на коня, мне нужно накидывать на его рот узду. И точно так же, как я это делаю с моим конём, я должен делать это и с моим языком”.
2. Осквернённые уши Как я разъясняю род Иисуса в этом проявлении сердца? Как я продлеваю Его жизнь, когда дело доходит до хранения ушей своих от осквернения?
И снова Исаия ставит нам в пример Христа: “Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад” (Исаия 50:4-5).
Обратите внимание на последний стих: Иисуса пробуждал каждое утро Дух Святой. И Дух приучал Его ухо слышать Слово от Его Отца. Когда Христос свидетельствует: “и Я не воспротивился, не отступил назад”, то этим Он говорит: “когда Я был на земле, я был научаем всему, что Я должен говорить, делать и слышать. И Я ни разу не отступил, не отвернулся от этого”. Согласно Павлу, Иисус научился послушанию страданиями, так что теперь Он говорит: “Всё, что говорил Отец Мне сделать, Я делал то. Я принимал Его Слово, какие бы ни были последствия”.
Возлюбленные, я нуждаюсь в подобного рода призыве к духовному пробуждению каждый день. Мне нужно получать от Духа Святого напоминание: “Давид, закрой уши свои на слышание всякой клеветы, сплетен и грязи. Храни себя от осквернения”.
Даже у учеников Иисуса уши были осквернены. Однажды Он сказал им: “вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие” (Луки 9:44). Этим Он говорил им: “Будьте очень внимательны, так как Я сейчас скажу вам очень важное откровение. Я буду распят. Итак, вложите это себе глубоко в уши. Это то, что вам нужно знать”.
Иисус никогда ещё не был столь настойчив со Своими учениками. Он никогда ещё не говорил так: “вложите это себе в уши. Если вы когда-либо слушали, что Я говорил вам, то слушайте сейчас”. А как же они отреагировали на это? Писание говорит: “Но они не поняли слова сего” (9:45). Почему не могли они слушать того, что говорил им их Учитель? Потому что их уши были осквернены эгоизмом. Сразу же после этого мы читаем: “Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?” (9:46).
Вот вам явное свидетельство в пользу того, что осквернённые уши неспособны воспринимать глубины откровений Слова Божьего. Эти люди неспособны были слышать голос Иисуса, даже тогда, когда Он стоял перед ними во плоти, говоря им простые слова. И даже более того Писание говорит нам, что: “оно было закрыто от них, так что они не постигли его” (9:45). Интересно, повели ли бы ученики себя при распятии по-другому, если бы они оказались способными слышать тогда Иисуса? Убежали ли бы они, как они это сделали? Или, может быть, как-то по-другому отреагировали бы на это?
Дело в том, что всякий, кто погружён в свои собственные интересы, сам не замечает этого. И даже если бы и замечал, то не признался бы в этом. Вот почему ученики не могли слышать того, что Иисус говорил им. Они были настолько увлечены собой, настолько заняты были своей славой, что не могли слышать ни голоса Христа, ни любого другого служителя Божия.
Я не осознавал, насколько виновен я был в этом ужасном грехе, вплоть до моей недавней поездки на Британские острова. Меня и моего сына Гэри вёз один местный пастор на очередное служение. Он вежливо спросил нас, как проходят наши служения. Однако когда я попытался ответить, он прервал меня и стал рассказывать о том, как он проводит свои служения. Так было несколько раз: каждый раз он прерывал меня рассказами о том, как он “превзошёл” меня, собрав больше народа на свои служения и посетив больше стран, чем я.
Наконец, я был так раздосадован, что просто замолчал и решил дать ему выговориться. В какой-то момент мы с Гэри переглянулись; я закатил глаза, показывая этим, что это уже невыносимо. Я подумал: “какой хвастун! Да его просто не остановишь!”
Тогда же я почувствовал толчок Духа Святого. Он прошептал мне: “подумай о том, по какой причине ты так раздосадован, Давид. Вся причина в том, что этот человек не слушает тебя; ты сам хотел говорить. И теперь, когда ты слушаешь его истории, у тебя горит желание похвастаться своим собственным служением. Ты мог бы просто перестать говорить, но у тебя в сердце есть хвастливый дух”.
Но, что ещё хуже, я осквернил свои уста. Заметьте: я не произнёс ничего ужасного об этом человеке. Фактически я не сказал о нём ни единого слова. Тем не менее, одним только движением глаз я уже оклеветал его в глазах моего сына.
Я могу сколько угодно говорить о святости, я могу вскрывать грехи общества, я могу проповедовать о Новозаветней победе. Но если я допускаю осквернение моих ушей, – если я не слушаю, что говорит мне другой человек, сосредоточиваясь только на своих собственных интересах, если я не могу выслушать его с уважением, – тогда жизнь Христа не продлевается мною. Тогда я больше уже не веду такую жизнь, какая угодна моему Господу.
3. Осквернённые глаза
И снова мы возвращаемся к пророчеству Исаии о Христе. В этом отрывке говорится о том, что Иисус имеет чистые, неосквернённые глаза: “и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела” (Исаия 11:3). Дословный перевод этого места таков: “Он не будет судить по тому, что Он видит перед Своими глазами; также не будет Он судить и по тому, что доносят до Его ушей”. Говоря проще, Христос не будет судить человека по взгляду на него или по тому, что Он услышит о нём.
Возлюбленные, Бог здесь касается самого корня проблемы. Конечно же, мы знаем, что порнография оскверняет глаза, как и большинство фильмов и телешоу. Мы даже можем составить целый каталог того, что оскверняет глаза. Однако здесь речь идёт о более глубоком, скрытом проявлении сердца, с которым нужно покончить. Я имею в виду “осуждение в мыслях”.
Я спрашиваю вас: почему мы не считаем серьёзным грехом то, что мы судим других в своих мыслях? Часто бывает, что, когда мы встречаем кого-то, мы тут же “оцениваем его”. Нам достаточно бросить на человека несколько беглых взглядов и обменяться всего парой слов, чтобы мы уже думали, что можем дать точную оценку этому человеку. И мы тут же судим о его характере, довольствуясь тем минимумом, что мы увидели и услышали от него.
Я не могу сказать вам, как часто я делал это при встрече с людьми. Я встречаю кого-то и думаю: “мой дух не даёт мне никакого хорошего свидетельства об этом человеке. Вот, он даже не может смотреть мне прямо в глаза. Я, конечно же, всего не знаю, но с этим человеком что-то явно не так”. И я доверяю своим внутренним оценкам, как если бы они были непогрешимые.
Хуже того, наши скорые суждения о людях зачастую осквернены недобрыми отзывами других. Какое-нибудь неуважительно сказанное о другом слово засядет у нас в мозгу, и оно окрашивает в один цвет все наши мысли о том, кого мы ещё даже не видели. Затем, когда мы встречаем этого человека, это жуткое слово, какое мы услышали о нём, тут же приходит нам на ум, и мы оцениваем, “меряем” этого человека в соответствии с тем, что нам о нём рассказали.
Во время моего турне по Великобритании один пастор, имея благие намерения, отвёл меня в сторону и прошептал: “на следующем служении вы встретитесь с очень богатым человеком. Я должен предупредить вас: он думает, что он является владельцем церкви, так как пожертвовал очень много денег. По этой причине он уже изгнал из церкви много хороших людей”.
И я позволил себе оскверниться этим словом, так что когда я встретился с этим богатым человеком, я едва смог уделить ему время. Я не дал ему никакого шанса, так как я уже осудил его, приняв то, что услышал о нём.
Я раскаялся в этом. Но в течение многих лет я столько раз снова и снова совершал этот грех! Я тайно осуждал тысячи мужчин и женщин теми своими мнениями о них, которые составлял мгновенно. Временами я даже отказывался от общения или прерывал его с людьми по причине таких скороспелых мнений о них.
Я позволил своим физическим глазам затмить мой духовный взор. И это осквернило мои глаза. Иисус предупреждает как раз именно об этом грехе: “Не судите по наружности, но судите судом праведным” (Иоанна 7:24).
Недавно я встретил одного служителя, которого знал много лет. Раньше каждый раз после встречи с этим человеком меня просто распирало, и я говорил своей жене о нём: “этот человек такой поверхностный, такой хвастливый. Я даже не знаю, как Бог вообще мог благословить его”. Затем я встретил того же человека уже после того, как Дух Святой открыл мне глаза насчёт мысленного осуждения других. На этот раз Дух Святой сказал мне: “возлюби его. Будь спокоен и выслушай его. Потом помолись вместе с ним”.
Я послушался. Я возлюбил его, выслушал его, после чего взял его за руку и помолился вместе с ним. И как только мы разошлись, со мной произошло нечто странное: меня вдруг охватила скорбь. Страх пополз по моему телу, – страх от осознания того, как ужасно я поступал с этим человеком все эти годы. Я увидел крайнюю греховность моего греха осквернённости.
Давид призывает: “Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!” (Псалом 18:15). Апостол Павел добавляет такое увещевание: “Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия” (Ефесянам 4:31-32,29-30).
Дорогой святой! Из читателей этого послания нет ни одного человека, который был бы настолько свят, чтобы пренебречь им и не начать меняться. Что касается лично меня, то я чувствую Божию скорбь по поводу всех тех случаев в моей жизни, когда я неправедно судил людей, сознательно или несознательно. Я призываю тебя воззвать к Богу, как взывает сейчас моё сердце:
“О, Господь! Почему я не был готов услышать об этом раньше? Почему я раньше ещё не покончил с этим? Я хочу возвещать Твоё Евангелие, разъясняя миру род Твой. Прошу Тебя, Иисус, прости меня. Очисти мои осквернённые уста, мои осквернённые уши, мои осквернённые глаза и дай мне обновлённое сердце. Я хочу, чтобы ничто не препятствовало тому, чтобы моя жизнь была полной манифестацией того, Кто Ты есть”.
Да услышит Господь наш вопль и да поспешит изменить нас. Он даст нам силу отложить всякое злословие, клевету и осуждение в мыслях. И тогда мы будем более способными к тому, чтобы продлевать дни нашему Господу. Аминь!
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке