Пастор церкви Новое Поколение Алексей Ледяев

Предыдущая Все проповеди Джона Уэсли Следующая

Природа фанатизма

Проповедь Джона Уэсли

14. Природа фанатизма

"Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел!"

Деяния 26:24


Ложные обвинения в фанатизме

Так говорят люди не знающие Бога, о тех, кто следует примеру Павла, как и он, следовал Христу. Есть вид религии, который практикуется и считается вполне здравым. Это религия форм, ряда внешних обязанностей рутинно исполняемых. Вы можете добавить к этому ортодоксальность, систему правильных мнений и некоторое количество языческой морали. И в то же время не многие скажут, что такое количество религии помутило ваш рассудок. Но если вы задались целью иметь религию сердца, если вы говорите о "праведности, мире и радости во Святом Духе", тогда пройдет не много времени и вы услышите свой приговор: "Вы безумствуете". Говоря это, люди из мира имеют в виду именно то, о чем говорят. Они действительно верят, что человек безумствует, если он говорит, что: "любовь Божья излилась в сердце Духом Святым, данным ему"; что он радуется во Христе "радостью невыразимою и преславною". Если человек истинно жив для Бога и мертв ко всему земному, если он постоянно видит Того, Кто невидим и поступает по вере, тогда они считают, что "такое количество религии помутило его рассудок". Не тяжело увидеть, что особенностью, по которой мир судит о безумстве, является полное презрение ко всем временным вещам и твердая привязанность к вечному. Однако люди не видят в этом божественного убеждения; не видят той радости, которую испытывают верующие, находя Божью благодать; свидетельства Духа Божия духу нашему о том, что мы дети Божьи. Это и есть истина, жизнь, вся суть духовности и сила веры в Иисуса Христа. Они согласятся, что во всем остальном этот человек говорит и поступает как вполне здравомыслящий. Лишь в выше перечисленном они видят его безумство. Поэтому они говорят, что его безумство - есть безумство определенного вида, и поэтому они дали ему особое название - фанатизм.

Описание фанатизма

Этот термин часто используется, но часто не правильно истолковывается даже теми, кто наиболее часто его использует. И потому, возможно, будет полезным, если я объясню значение этого термина и продемонстрирую, что такое фанатизм. Это может послужить ободрением тем, кого несправедливо обвиняют в фанатизме, и также тем, кто может стать виновным в этом, если их вовремя не предупредить.

В отношении природы фанатизма можно сказать, что ее сутью является беспорядочность ума сильно мешающая здравому рассудку. Иногда фанатизм полностью удаляет рассудок. Он не только затемняет, но и полностью закрывает глаза пониманию. И потому его можно считать видом безумства, а не глупостью. Глупец - это тот, кто делает неправильные выводы из правильных предпосылок. Безумец же делает правильные выводы из неправильных предпосылок. Также поступает и фанатик. Если бы его предпосылки были правильные, такими же были бы и выводы. Но вот в чем заключается его ошибка: у него ложные предпосылки. Он представляет себя тем, кем не является в действительности. Поэтому, находясь на неправильном пути, чем дальше он идет, тем более отдаляется от места назначения.

Каждый фанатик является безумцем. Но объектом его безумия является религия. Фанатик обычно говорит о религии, о Боге, и так далее, но, однако, говорит он таким образом, что каждый рассудительный христианин сможет распознать беспорядок его разума. В общем, фанатизму можно дать следующее определение: Религиозное безумие, возникающее вследствие воображаемого божественного влияния или вдохновения, по крайней мере, ожидание от Бога чего-то, что не должно от Него ожидаться.

Виды фанатизма

Существует бесчисленное множество видов фанатизма. Наиболее распространенные из них, и поэтому наиболее опасные, я попытаюсь подытожить в общих категориях. Первое, о чем я упомяну - это воображаемое наличие благодати. Итак, некоторые воображают, что имеют избавление через Христа и даже прощение грехов. Часто это те люди, у которых не было истинного покаяния или глубокого обличения. "Когда услышат слово, с радостью принимают ", но "но не имеют корня", глубоко укорененного труда в их сердце, но семя всходит. Существует мгновенная поверхностная перемена, которая, вместе с искусственной радостью, подходит к гордости их жестких сердец и самолюбию, легко убеждая их в том, что они уже "вкусили благость Божью и власть мира грядущего".

Это пример первого вида фанатизма. Этот вид безумства основан на воображении людьми того, что у них есть благодать, которой в действительности они не имеют. Таким образом они обманывают самих себя. Это справедливо можно назвать безумством, так как их рассуждения были бы правильными, если бы их предпосылки были бы правильными. Но так как их предпосылки возникли в их собственном воображении, все, что строится на них - ложно. Основанием их мышления является следующее: они воображают, что имеют веру во Христа. Если бы она у них была, они были бы "царями и священниками Богу". Но это не так и, следовательно, все их поведение так же далеко от истины, как далек от трезвости безумец, считающий себя царем, думающий и поступающий соответственно.

Есть много других фанатиков данного вида. Например: человек, с пылом отстаивающий свою религию или точнее, свои доктринальные мнения и характер поклонения, которые он называет христианской религией. Этот человек также воображает себя верующим в Иисуса, выдающимся обладателем веры, однажды дарованной святым. Соответственно, все его поведение формируется на основании пустого воображения. И чтобы представить свое поведение справедливым, он найдет ему какое-то оправдание; но тогда оно будет результатом болезненного рассудка и сердца. Эти фанатики воображают себя великими христианами не только в наших краях, но и во всех уголках земли. То, что они не христиане - несомненно, если мы верим Слову Божьему. Потому что христиане святы, а они не святы; христиане любят Бога, а они любят мир; христиане смиренны, а они горды; христиане имеют добрый нрав, а они имеют злой нрав; у христиан помышления Христа, а их помышления далеки от этого. Поэтому называть их христианами, все равно что называть архангелами. Но все же они воображают себя христианами и могут привести несколько причин для этого: сколько они себя помнят, их называют так; они были крещены во младенчестве, они придерживаются тех христианских мнений, что называют христианской верой; они используют те же христианские формы поклонения, что использовали и их отцы; они живут, что называется, христианской жизнью, как и все люди, окружающие их. И кто посмеет сказать, что они не христиане, хотя они не имеют и частицы веры во Христа или истинной внутренней святости? Они не вкусили Божьей любви и никогда не были "участниками Духа Святого!"

Бедные, самообманутые люди! Вы не христиане, а в высшей мере фанатики. Вся ваша жизнь - фанатизм. Она основана на воображении того, что вы получили Божью благодать, которой в действительности не принимали. День за днем вы спотыкаетесь, говоря и поступая не присущим вам образом. Отсюда исходит та очевидная непоследовательность, которая прослеживается во всем вашем поведении и является смесью настоящего язычества и воображаемого христианства. Но так как ваша сторона представляет большинство, вы всегда слагаете популярные мнения. Вы заставляете людей верить, что вы единственно правильные, а все остальные - сумасшедшие, потому что они не с вами и не такие как вы. Но это отличается от истинного порядка вещей. В Божьих очах и очах Его святых ангелов, и даже всех Его детей на земле, вы - безумцы и просто фанатики! Не так ли? Не ходите ли вы в бессмысленной мгле, религиозной тьме? Сколько это будет продолжаться? Возможно, до того дня, когда смерть вернет вас к чувствам, дабы вы бесконечно жалели о своей глупости!

Ко второму вид фанатиков относятся люди, которые думают, что обладают дарами Божьими, но в действительности их не имеют. Так, некоторые вообразили, что имеют власть творить чудеса, исцелять больных словом или прикосновением, восстанавливать зрение слепым и даже воскрешать мертвых. Другие стали пророчествовать, предвозвещать о вещах с высочайшей точностью. Но спустя немного времени они понимают, что заблуждались. Когда факты противоречат их предсказаниям, опыт делает для них то, что не смогли сделать здравые рассуждения. Тогда эти фанатики приходят в сознание. К этому же классу принадлежат и те, кто воображает, что в молитве или проповеди на них как-то по особому влияет Дух Святой. Я признаю, что без Него мы не можем ничего, в особенности в нашем публичном служении. Я знаю, что вся проповедь является бессмысленной, если ее не посещает Божья сила, как и наши молитвы бессильны, если Дух не помогает нам в наших немощах. Я знаю, что если мы не проповедуем и не молимся в Духе, все это напрасный труд. Но наряду с истинным влияние Духа Божьего есть и воображаемое, которое многие путают с истинным. Многие полагают, что находятся под этим Божественным воздействием, когда оно отсутствует вообще. И многие думают, что находятся под этим влияние в большей степени, нежели это действительно так. Это касается и тех, кто думает, что при их разговоре Бог диктует им каждое слово, и, следовательно, они полностью уверенны в правильности, как содержания, так и манеры их разговора. Хорошо известно, сколько было подобных фанатиков в течение этого века, некоторые из которых говорили с авторитетом большим, чем Св. Павел и другие Апостолы.

Этот вид фанатизма присущ людям, не являющимся проповедниками. Они также могут вообразить, что Дух Святой управляет ими тогда, когда этого не происходит. Я допускаю, что "если кто не имеет Духа Христова, тот не Его", то есть, если мы когда-либо говорим, думаем или поступаем правильно, это происходит лишь с помощью Духа Святого. Но сколько людей ожидают чего-то от Него без какой- либо рациональной или Библейской подоплеки! Они воображают, что получают определенные указания от Бога не только в важных вопросах, но и при наиболее пустяковых жизненных обстоятельствах. Для водительства в таких случаях Бог дал нам логику, хотя и не исключил тайной помощи Святого Духа.

Люди особенно склонны к этому виду фанатизма, если они ожидают, что Бог будет вести их каким-то экстраординарным образом в духовных вопросах, либо же просто в жизненных ситуациях. Говоря об экстраординарном образе, я имею в виду сны, видения, сильные впечатления или импульсы, возникающие в разуме. Я не отвергаю, что Бог в былые времена проявлял Свою волю подобным образом, или что Он может сделать это сегодня. Я верю, что Он делает это, но в очень редких случаях. Но как часто люди ошибаются в этом отношении! Как часто они сбиты с пути гордостью и их развитым воображением, и повержены в подобные импульсы или впечатления, сны или видения. Эти вещи, будучи недостойны Бога, приписываются Ему! И это все есть чистый фанатизм, далекий от религии, истины и трезвого ума.

Возможно, кто-то спросит: "Не должны ли мы искать Божью волю во всем, и не должны ли мы руководствоваться Его волей в наших жизнях?" Конечно же, это так. Но как здравомыслящий христианин должен совершать этот поиск и познавать Божью волю? Не ожидая сверхъестественных снов; не ожидая, что Бог откроет это в видениях; не ища каких-то сверхъестественных впечатлений или внезапных импульсов в разуме, но ища Божью волю в Его Писании. Это общий метод познания того, что есть "святая и благоугодная воля Божья".

"Но как я узнаю Божью волю в определенном вопросе, если Писание не говорит об этом прямо?" Я отвечаю: "Писания дает нам общее правило, применимое к определенным ситуациям". Писание говорит: "Воля Божья есть освящение наше". Его воля в том, чтобы мы были внешне и внутренне святы; чтобы мы были добры и поступали по-доброму во всем и настолько, насколько это возможно. До сих пор - мы на твердой почве. Это так же ясно, как и то, что солнце светит. Поэтому, для того, чтобы познать Божью волю в определенном вопросе, нам нужно применить это общее правило. Например, здравомыслящему человеку предложили жениться или, скажем, организовать свое дело. Для того чтобы узнать есть на это Божья воля или нет, и исполнит ли он при этом Божью волю, состоящую в том, чтобы "быть святым и делать как можно больше добра", ему следует лишь спросить себя: "В каком из этих положений я смогу быть более святым и приносить больше пользы?", а это определяется частично здравым рассуждением и частично на опыте. Он знает, что в его настоящем положении у него есть определенные преимущества для того, чтобы делать добрые дела. Здравые рассуждения покажут, как на это повлияет предложенное ему. Сравнивая эти положения, он сможет судить о том, какое из них поможет ему быть более святым и творить более всего добра и, насколько он знает это, поможет ему убедиться в исполнении Божьей воли. В течение всего времени поиска Дух Святой оказывает помощь. Тяжело перечислить все способы Его помощи. Он может напоминать нам о различных обстоятельствах; кое-что может помочь нам увидеть; может открыть наш разум к принятию убеждения и вложить убеждения нам в сердце. Вместе с созвучием различных обстоятельств, указывающих на то, что угодно Ему, Он может дать нам необычное спокойствие разума и такое ощущение Его любви, что у нас не будет никаких сомнений в отношении Его воли.

Это ясный, библейский и рациональный способ познания Божьей воли в отдельном случае. Но учитывая то, как редко используется этот способ, и какой поток фанатизма захлестывает тех, кто пытается познать Божью волю, используя не библейские и иррациональные пути, мы видим, что выражение "Божья воля" не должно использоваться так часто. Использование его так, как это делают некоторые, является одним из путей использования "Имени Господа напрасно", и показывает большое неуважение к Нему. Было бы гораздо лучше использовать другие выражения, которые не подпадут под подобные возражения? Например, вместо того, чтобы говорить: "Я хочу познать волю Божью", сказать: "Я хотел бы узнать, каким образом я мог бы стать лучше, и что может помочь мне в достижении этой цели"? Такая манера разговора ясна и не подвержена возражениям. Третий общеизвестный вид фанатизма (возможно, как и предыдущий) относится к тем, кто ожидает достичь цели с помощью мгновенной Божьей силы, без использования для этого естественных методов. Если бы этих методов не существовало, то их было бы не в чем обвинить. Бог может, использовать Свою силу в подобных ситуациях. Но те, кому доступны эти методы, и кто не использует их, а ожидает чего-то от Бога - фанатики. К ним относятся люди, которые хотят понять Святые Писания без прочтения, размышления над ними и без использования всей доступной помощи. Такими являются те, кто намеренно выступают перед людьми без какой-либо предварительной подготовки и размышления. (Я употребляю слово "намеренно", потому что бывают ситуации, когда предварительная подготовка невозможна) Но те, кто презирает подготовку к речи, не считая ее полезной, являются в этом отношении фанатиками.

Возможно, что вы ожидаете от меня упоминания о четвертом виде фанатизма, каким некоторые его считают. Он заключается в ошибочном присвоении различных вещей Божьему провидения. Но я не знаю, что не принадлежит Божьему провидению, Его повелениям или управлению. Я не исключаю ничего кроме греха, и даже в грехах других я вижу Божье провидение для меня. Я не сказал: "Его общее провидение", так как в этом выражении нет смысла. Если есть определенное провидение, оно должно распространяться на всех людей и все вещи. Именно такое понимание было у нашего Господа, иначе Он не сказал бы: "Все волосы на ваших головах сочтены" и "никакой воробей ни падет на землю без воли Отца вашего Небесного". Но если Бог правит всей вселенной так же, как и каждым человеком, и каждым человеком, так же как и всей вселенной, то все, кроме греха, относится к божественному провидению. Я не вижу здесь места для обвинения в фанатизме.

Если кто-то скажет: "Когда вы что-то приписывается провидению, вы мните себя "любимчиком небес". Я отвечу: "Вы забываете о словах, сказанных мною прежде - "Божье провидение над всеми людьми во вселенной так же, как и над каждым человеком". Неужели не видно, что всякий, кто придерживается такого взгляда, приписывает все, что происходит с ним Божьему провидению, и это не делает его "любимчиком небес" более, чем любого другого человека? И потому нет никакого основания обвинять такого человека в фанатизме.

Нам следует остерегаться любого из перечисленных видов фанатизма, учитывая ужасные последствия. Одним из последствий является постоянно растущая гордость. Ее увеличение приводит к постепенному отчуждению от Бога, Его милости и святой жизни. От этого высыхают ручьи веры и любви, праведности и святости, потому что все это исходит от благодати, а "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".

Гордого человека становится трудно в чем-то убедить и что-либо посоветовать. Поэтому фанатика, впадшего в какую-нибудь крайность и совершившего ошибку, становится практически невозможно вернуть на путь истинный. Логика будет звучать для него неубедительно, так как он воображает, что его направляет высшая сила и мудрость Божья. И чем больше возрастает его гордость, тем труднее ему воспринимать советы и тем больше возрастает его упрямство. Он все больше и больше, становится закрытым для убеждений, будучи уверенным в правильности своих рассуждений и поступков до тех пор, пока не станет абсолютно недвижимым.

Таким образом, он отвращается от благодати Божьей и всякого совета людей, полностью полагается на водительство своего собственного сердца и царя всех гордецов. Тогда не удивительно, что он ежедневно погружается в унижение человечества, пылает злобой, обладает недобрым нравом и всеми другими земными, дьявольскими характеристиками. Нам не стоит удивляться столь диким внешним последствиям, так как все это случалось с людьми на протяжении всех времен. Сюда же можно отнести и все нечестие, дела тьмы, совершаемые теми, кто называет себя христианами. Такова природа и ужасные последствия многоликого чудовища, называемого фанатизм.

Водительство к нашему поведению

Во-первых, учитывая то, что люди часто неправильно понимают термин "фанатизм", не используйте его до того, как сами не будете иметь правильного понимания. Как и во всех других отношениях, научитесь думать, прежде чем говорить. Итак, понимая значение этого слова, его можно использовать при необходимости. Но так как не многие разумеют это темное, двусмысленное слово, не называйте человека фанатиком на основании общего о нем мнения. Этого не достаточно для того, чтобы назвать человека таковым. Тот, кто вешает человеку подобный ярлык и выдвигает столь тяжкое обвинение без неопровержимых доказательств, поступает несправедливо и немилостиво. Так как фанатизм является большим злом - бодрствуйте и молитесь, дабы не впасть вам в это искушение. И не думайте о себе более, нежели положено думать. Не воображайте, что приняли ту благодать Божью, которой не имеете. Воззовите к Богу с мольбой не дать вам сойти с пути, чтобы никогда не вообразить себя верующим во Христа до того, как Христос войдет в ваше сердце и Дух Божий засвидетельствует вашему духу, о том, что вы Его дитя.

Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибку фанатиков - думать, что вы христианин, не являясь при этом христианином. Не называйте себя так, если у вас нет ясного библейского подтверждения тому; если у вас нет разумения Христова и если вы не поступаете так, как Христос поступал. Следите за тем, чтобы вам не стать фанатиком, злым и преследующим других. Не воображайте, что Бог призвал вас к разрушению жизни других людей (что противоречит Духу Того, Кого они называют своим Господом), а не на их спасение. Никогда не думайте заставлять людей следовать за Богом. Думайте сами и позвольте другим делать то же. Не используйте силу в религиозных вопросах. Для убеждения даже самых заблудших используйте лишь логику, истину и любовь.

Будьте осторожны, чтобы не впасть во второй вид фанатизма, воображая, что имеете дары от Бога, которых никогда не принимали. Не доверяйтесь видениям и снам, внезапным импульсам и впечатлениям. Помните, что не по ним определяется воля Божья в любой определенной ситуации, а, с помощью исследования ясного библейского правила, опыта и логики и обычной помощи от Духа Святого. Не произносите напрасно Имя Божье и не говорите о Божьей воле без основания. Пусть же ваши слова и поступки управляются почитанием и богобоязненностью.

И последнее. Будьте осторожны, чтобы не вообразить, что вы достигнете цели без каких-либо усилий. Бог может сделать так, что это произойдет подобным образом, но у вас нет никаких предпосылок, чтобы так считать. Поэтому постоянно и внимательно используйте те способы, которые являются обычными каналами Его благодати. Используйте все способы, которые рекомендует логика и Писание, которые полезны в приобретении или развитии любого из Божьих даров. При этом ожидайте ежедневного роста в чистой и святой религии, которую мир всегда называл фанатизмом, но которая, для тех, кто спасен от настоящего фанатизма и номинального христианства, есть "мудрость и сила Божья", "славный образ Всевышнего", "праведность и мир", "источник воды живой, проистекающий в жизнь вечную".

Предыдущая Все проповеди Джона Уэсли Следующая

Все проповеди