ЧТО ЗНАЧИТ "ИСКУШАТЬ ГОСПОДА"?
Проповедь Давида Вилкерсона
"Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питиё, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте же идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "народ сей сел есть и пить, и встал играть". Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть." (1Кор. 10).
Кто были эти люди, которых Павел описывает в этом отрывке - те тысячи, которые пали в один день, те массы людей, которые были поражены змеями, а другие "погибли от истребителя"? Это не были Моавитяне, Хананеи, Филистимляне или другие какие-нибудь народы, окружавшие Израиль. Нет, Павел говорит здесь о верующих - об избранном Божьем народе!
Эти люди были свидетелями невероятных чудес. Они были питаемы духовной пищей сверхъестественным образом. Они пили из духовного камня, который, как Павел говорит, был Сам Христос. Однако же, как он говорит, многие из этих же самых людей были поглощены огнём Божьего гнева и истреблены змеями.
Апостол говорит в 5-ом стихе, что эти люди так разгневали Бога, что Он поразил их в пустыне. (В английском переводе "выбросил их в пустыню"). Еврейское слово, которое он здесь использует, значит: "Он бросил их из своей руки, рассыпав по земле, как пыль".
Что это значит? Господь этим говорил израильтянам: "Я этого не потерплю от вас! Если бы вы были невиновны, если бы не были научены, или не получили духовной пищи из Моей руки, или не видели доказательств Моей славы, тогда бы Я по-другому с вами поступил. Но вы, несмотря на Мои многочисленные благословения, избрали идолов и свои похоти. Поэтому Я рассею вас. Я выброшу вас из Моей руки полностью!"
Как это могло случиться? Почему Господь так сурово поступил со Своим собственным народом после того, как они получили столько благословений от Него?
Как говорит Павел, 23 тысячи умерли в результате своего блуда и идолопоклонничества. Другие были истреблены из-за ропота и недовольства. И, наконец, ещё другие были поражены укусами ядовитых змей. Что же делали эти последние, чтобы заслужить такую смерть? Павел говорит очень ясно в стихе девятом: они искушали Христа! "Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали..."
Нам понятно, почему Бог так сурово разделывался с блудниками, идолопоклонниками и ропотниками. Но я хочу обратить внимание именно на этот грех: искушение Христа. Что здесь Павел имеет в виду, когда говорит, что мы можем искушать Господа?
Апостол имеет в виду эпизод, описанный в 17-ой главе книги Исход. Израильтяне только что пережили чудо сошествия с неба манны - белого круповидного вещества, содержащего в себе всё необходимое для поддержания их ежедневного существования. Эта мелкая крупа появлялась на земле среди их стана каждый день. Люди не зарабатывали и не добывали эту сверхъестественную пищу, Господь питал их ею абсолютно по Своей милости. Всё, что им нужно было делать, - это собирать её.
Но сейчас у них не было воды. Они пришли на место, называемое Мерра, где вода была слишком горькой для питья. Опять они были в кризисной ситуации, хотя приближалось ещё одно испытание. Бог накормил их, но ещё не напоил!
Люди сразу же начали обвинять своего лидера Моисея. Они называли его бессердечным обманщиком, который вывел их в пустыню, чтобы погубить. Они даже говорили о том, чтобы побить его камнями.
Израильтяне не подозревали об этом, но они были испытаны!
Вы, может быть, удивляетесь, почему Бог всегда испытывает Свой народ подобным образом? Почему мы часто в своей жизни встречаем испытание за испытанием? И почему наши испытания, кажется, только усиливаются с каждым часом?
Те испытания, через которые Бог проводил Израиль, усиливались с каждым разом, это вне всякого сомнения. Всякий раз, когда люди не усваивали какой-то урок в первый раз, Господь давал им испытание посильнее. И когда они не постигали его и в этот раз, Он вводил их в ещё одно переживание, которое было сильнее прежнего. Они не проявили доверия Богу при водах Мерры, это значило, что их ожидало ещё большее испытание их веры!
Когда мы читаем послание Павла сегодня, большинство из нас предполагает: "Бог хотел исправить недостатки в характере Израильского народа. Он хотел искоренить всё то, что было неугодно Ему, выявить их слабости, чтобы они более уподобились Ему."
Это так. Но это только часть того, что Бог делал в Израиле. Мы иногда не осознаём, что Господь хочет достигнуть намного больше, чем мы представляем, когда вводит нас в кризисные ситуации. Очень часто Он делает это потому, что хочет, чтобы мы познали что-то очень важное о Нём самом!
Вдумайтесь, пожалуйста: Библия говорит, что мы являемся избранным народом, царями и священниками перед Ним. Точно так же, как Его народ в Ветхом Завете, мы избыточествуем Его манной, которой является Его Слово. Мы пьём из того же духовного Камня, который есть Христос. И мы наслаждаемся ещё большими обетованиями и более совершенным Заветом. Мы были освобождены от рабства, прошли через своё собственное Красное море. Мы были свидетелями того, как Господь разрушил сатанинские силы, когда-то крепко державшие нас.
Однако, подобно Израилю, мы так же сомневаемся в Боге, ропщем и жалуемся, несмотря на все Его благословения. Мы обращаемся к нашим похотям и нашим идолам. И мы искушаем Его точно так же, как делали это Израильтяне. Короче говоря, мы не усваиваем свои уроки!
Подобно Израилю, многие верующие сегодня попадают в места великих испытаний и проверок.
Сегодня Господь часто приводит нас в места, наподобие Мерры, где воды жизни очень горьки. И когда мы попадаем туда, мы встречаем неутолимую жажду, уйму сомнительных вопросов и смертельные сомнения.
Вы, может быть, не согласитесь: "Нет, как вы можете меня сравнивать с этими идолопоклонниками - блудодействующими вслед иных богов Израильтянами! Сам Моисей назвал их жестокосердными, жестоковыйными людьми, склонными к отступничеству. Я совершенно не таков. Я ищу Господа. Вы не можете сравнивать меня с ними!"
Но бедные Израильтяне не подозревали даже, что у них есть все эти вещи. Они не осознавали, что скрывалось в глубине их сердец, пока не наступило время искушения. И я считаю, что всё это относится и к народу Божьему в наше время. Как пророк Иеремия писал: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17:9).
Вы должны помнить - это были те же самые люди, которые позже будут трепетать пред Господом у горы Синай после того, как услышат Его заповеди. Они очень поспешно ответят: "Так как сказал Господь, будем поступать. Будем исполнять все Его заповеди!"
Израильтяне искренне считали, что так и будут поступать. Они были исполнены страха Божьего и были уверены, что никогда не нарушат заповедей Господних. Но они совершенно не знали, что было в их сердце. На самом деле они были духовными банкротами!
Дело в том, что Израильтяне жили опытом своего вождя и учителя Моисея. У них не было своей собственной веры. И когда Бог забрал Моисея из их среды, они отступили от Бога в течение 40 дней!
То же самое случается со многими христианами в наше время. Когда они слышат проповедь Слова Божьего, они пылко обещают повиноваться Ему всем своим сердцем. Но в действительности они живут чьим-то опытом. Они питаются кассетами, семинарами, откровениями своих пасторов, но не имеют своего собственного глубокого опыта хождения со Христом.
Возлюбленные, вы не можете получить истинное откровение о Боге через кого-то другого. Проповедник может побудить и вдохновить вас, и вы можете сами вдохновенно излагать какие-то библейские концепции. Но до тех пор, пока вы не будете иметь своего собственного опыта хождения со Христом, вы не можете познать Его. Его Слово должно проделать свою работу в вашем сердце, пока оно станет живым переживанием и действующим опытом.
Ученики тоже не представляли себе, что было в их сердцах, но Иисус знал. И Он привёл их в место испытания, которое раскрыло всё это. Он сказал им сесть в лодку и переплыть на тот берег озера, хорошо зная, что их вскоре настигнет шторм.
Эти люди думали, что они верные последователи своего Учителя. Ведь они видели тысячи людей, напитавшихся несколькими рыбами и немногими хлебами. Так что, садясь в лодку, они, скорее всего, думали, что никогда больше не будут сомневаться в Иисусе.
Однако, одно дело видеть чудодейственную силу в жизни вашего пастора и совсем другое - переживать её самим. Когда поднялся ветер и волны начали подниматься всё выше и выше, настало время испытания. Очень скоро лодка начала наполняться водой, и они принялись вычерпывать её так быстро, как только могли. Однако через несколько минут они поняли, что тонут.
Послушайте, какие слова вырвались из сердец этих мужей в минуту испытания: "Господи, или Тебе нужды нет, что мы погибаем? Мы тонем! Помоги нам, Иисус. Разве Ты не Бог? Неужели Тебе всё равно?"
Собственные ученики Иисуса искушали Его! Воистину, они говорили Иисусу почти те же самые слова, что и Израильтяне Моисею: "...они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?" (Исх. 17:7).
Но Иисус знал с самого начала, что Он делал. Он мог повелеть ветрам и волнам утихнуть задолго до того, как они утихли. У Него всегда было достаточно силы. Однако вместо этого Он позволил ученикам быть испытанными, в буквальном смысле слова, ситуацией жизни и смерти!
Что же это значит - искушать Господа?
Искушение Господа начинается, когда Бог позволяет кризису в нашей жизни усилиться. Почему Он делает это? Что за этим всем стоит? Наш Господь позволяет всему этому случиться для того, чтобы искоренить последние корни нашего неверия! Дух Его проникает во все уголки нашего сердца, разыскивая самые негодные вещи - гордость, самодовольство и всё остальное, что препятствует Его полноте в нас.
Псалмопевец писал о грехе Израиля: "Искушали Господа в сердце своём..." (Пс. 77:18). Эта фраза в еврейском переводе говорит, что Израильтяне были испытаны сверх человеческих сил. Это значит, что у них не было никаких человеческих способов обеспечить самих себя. И когда они пришли к такому месту, они решили, что Бог оставил их, оставаясь безмолвным и невидимым.
Вот что значит искушать Господа. Это случается, когда Его избранные и благословенные Им попадают в огонь испытания, когда кризис усиливается до тех пор, пока страх не овладевает их сердцем и они начинают взывать: "Господи, где Ты? Где же моё освобождение? Почему Тебя нет на месте действия? Ты со мной или нет?"
Неспасённый человек не может искушать Господа. Такой человек не признаёт Бога ни в какой сфере своей жизни. Он думает, что всё происходящее в его жизни зависит либо от хорошего стечения обстоятельств, либо от плохого. Только избранные Господом могут искушать Его, те, которые однажды видели Его силу, вкусили Его благодати и были призваны ходить верою.
Даже праведный Иоанн Креститель прошёл через такое испытание, которое могло привести его к искушению Господа. Когда он сидел в тюрьме, он, наверное, думал, где же находится Бог во всей этой ситуации. Он услышал о всех тех чудесных делах, которые делал Иисус: исцелял людей, делал чудеса и знамения, привлекая к себе толпы людей, которые когда-то следовали за Иоанном. И вот он сидит в одиночестве, ожидая казни.
Иоанн был всего лишь человек. Он, наверное, думал, что Бог оставил его. Вообще, я считаю, что депрессия прямо из ада всей силой устремилась на него в это время!
Иоанн знал, что он должен умаляться, чтобы Иисус возрастал. Но сейчас к нему приходили мысли: "Умаляться - это да, но умереть? Почему я должен умереть, если Иисус является в самом деле Богом? Если Он делает все эти чудеса для других людей, почему Он не может освободить меня? Господи, это уже слишком много для меня, чтобы вынести!" (Помните, что в тот момент Иисус ещё не удалил жало смерти).
Последние слова, которые Иисус послал сказать Иоанну, были исполнены огромного значения: "И блажен, кто не соблазнится о Мне." (Матф. 11:6). Христос говорил этому человеку Божьему: "Не соблазняйся о Мне, Иоанн. Ты знаешь, что Я делаю только то, что вижу и слышу от Отца. У Него есть план для всего этого, и Он достоин того, чтобы довериться Ему. Если бы Он хотел, чтобы Я пришёл и освободил тебя, ты знаешь, что Я был бы там немедленно. Поэтому успокойся, зная, что чтобы ни случилось с тобой, это будет для славы Отца. И это будет означать вечную славу для тебя!
Ты проходишь своё последнее испытание, Иоанн. На давай сомнению украсть твою веру. Наоборот, успокойся в Отцовской любви и верности к тебе. Он не судится с тобой и не наказывает тебя. Наоборот, ты удостоился великой чести в Его глазах. Так что держись!"
Я уверен, что Иоанн выдержал испытание. После того, как он был обезглавлен Иродом, он вошёл в славу Отца с верой и честью!
Моисей знал, что было искушением Господа в ситуации с Израилем.
Они не проявили доверие Господу при водах Мерры, и Господь увеличил степень их испытания в Рефидиме, где "...не было воды пить народу." (Исх. 17:1).
Вы должны понять, это не было какое-то маленькое неудобство, которое Израиль встретил на своём пути. Человек может выдержать несколько недель без пищи, но только несколько дней без воды. И сейчас, когда Израиль подошёл к Рефидиму, воды нигде не было видно. Очень скоро дети начали плакать и люди начали терять сознание. Это была критическая ситуация.
Однако, Моисей понимал пути Господни и он знал, что происходило с Израилем. Он понимал, что Бог позволил своему народу быть испытанным сверх меры. Почему? Он хотел, чтобы они полностью доверили себя Его попечению. Он ожидал увидеть, что они поднимутся в вере и скажут: "Господь всё может!"
Писание говорит нам, что Моисей "...нарёк месту тому имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?" (ст 7).
Слова "Масса" и "Мерива" имеют одно и то же значение: "место проверки и испытания". Моисей бежал по стану, взывая: "Это Масса - всего лишь испытание. Но это не конец. Господь не забыл нас. Не сдавайтесь. Держитесь! Господь ищет веры, хочет узнать, что в наших сердцах. Он знает, как пополнить все наши нужды. Единственное, что Он желает, - чтобы мы доверились Ему для совершения еще одного чуда!"
Вы знаете, чем кончилась эта история. Печально, но факт - Израиль не доверился Господу. И Господь повелел Моисею взять свой жезл, идти к Хориву и там ударить в одну определённую скалу. Когда Моисей ударил по скале, из неё полилась вода для утоления жажды Израильского народа. Господь ещё раз доказал, что Он находился со Своим народом, несмотря на их неверие!
Я спрошу вас, как же Израиль искушал Господа в этом эпизоде? Заключалось ли искушение в их несправедливом гневе против Моисея, в их желании убить пророка Божьего? Или же в их ужасном ропоте? Или же в их идолопоклонстве?
Ни одна из этих вещей не была настоящим искушением Господа. Искушение заключалось в следующем: "...искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас или нет?" (ст. 7).
У Бога всегда было в достатке воды. Он мог бы дать её Израилю при первых же признаках жажды. Но Он ждал. Его сердце желало, чтобы Его особый, избранный народ узнал Его любовь к ним и доверил себя в Его верные руки. К сожалению, они еще раз подвели Его!
Итак, Бог испытал их ещё раз - на этот раз позволив им поголодать. Моисей позже сказал: "...Господь, Бог твой ...смирял тебя, томил тебя голодом ...чтобы испытать тебя. " (Втор. 8:3,2).
Это было ещё одно испытание веры. Подтянули ли Израильтяне свои пустые желудки и стали ли ожидать, когда Господь пошлёт им хлеб? Начали ли они ободрять друг друга, говоря: "Бог провёл нас через Красное море. Он сделал сладкими горькие воды Мерры. Мы знаем, что Он верен Своему слову. Итак, Господи, мы верим, что Ты напитаешь нас. Живые или мертвые, мы всегда Твои!"
Это всё что Бог ожидал услышать! Мы, в действительности, не знаем, что кроется в наших сердцах!
Не имеет значения, сколько лет мы ходим с Господом, сколько часов мы проводим в молитве или насколько глубоко мы познали Библию. Если Бог видит, что есть в нас что-то, что не по вере, - какая-то область в нашей жизни, где мы не доверяемся Ему, чтобы Он один дал нам силы получить победу, - Он приведёт нас в "Массу". Он поставит нас в ситуацию, по-человечески невозможную, и мы будем очень серьёзно испытаны!
Например, вы искренне считаете, что у вас любящее сердце по отношению ко всем братьям и сёстрам во Христе. "Господь дал мне любовь ко всем" - свидетельствуете вы. Но Иисус знает, что у вас есть проблема в одной области: вы взрываетесь, когда кто-то злоупотребляет вашей любовью и добротой. После того, как это происходит, вы носите внутри себя постоянную боль, но продолжаете говорить, что любите этого человека.
Как Бог добирается до такого сорта лицемерия внутри вас? Он приводит вас в место испытания. Он позволяет несдержанному христианину напасть на вас! Вдруг вы находите себя молящимися: "Господи, почему Ты привёл этого человека в мою жизнь? Это жало в мою плоть! Я стараюсь верно служить Тебе, но всё, что я имею в ответ - вот это издевательство!"
Господь привёл вас в Массу! Он хочет добраться до чего-то сокровенного внутри вас. Он желает, чтобы вы были способны подняться в вашей ситуации и воззвать: "Я знаю, Господь со мной. Мои стези известны Ему. Он проведёт меня через все мои мучения и боль!"
Вот вам другой пример: вы являетесь избранным сосудом Божиим, пьёте Его живую воду, питаетесь Его Словом, видите Его могущественное освобождение в вашей жизни. Но в вашей жизни остаётся одна область, где грех преобладает. Вы всё ещё имеете один, последний запинающий вас грех - какую-то похоть, плохую привычку или пристрастие.
Вы ненавидите этот грех. Вы давали Богу обещание за обещанием исправиться, но никогда не могли сдержать их. Вы оплакивали свою похоть, умоляя Господа освободить вас. Вы рылись в книгах и кассетах, пытаясь найти ключ к свободе. Однако вы так и не нашли ответа. И вы живёте годами в страхе, боясь разоблачения.
Возлюбленные, в конце концов вы окажетесь в Массе - среди напряжённого испытания! Нечего и говорить о силе этого испытания - весь ад поднимется против вас. Господь позволит дьяволу искусить вас, и вы внезапно будете побеждены полностью своей похотью. Сатана будет стараться сеять вас, как пшеницу!
Вы будете думать, что у вас самое чёрное сердце на свете. Вы будете уверены, что вы просто отданы полностью вашему греху. В конце концов вы, упав на своё лицо, будете плакать: "Господи, что же это происходит? Откуда эти все похоти? Сейчас я переживаю большее искушение, чем вначале, когда я только начинал искать Твоего освобождения. Я теряю почву под ногами!"
Сомнения наполнят ваш разум. Вы начнёте думать: "Как Бог мог вообще позволить произойти таким вещам в моей жизни? Это продолжалось годами. Как Он мог давать мне все эти обетования и не сдержать Своё слово? Он со мной или нет?"
Бог привёл вас в место испытания!
"...при водах Меривы испытал тебя" (Пс. 80:8). Возлюбленные, Бог хочет, чтобы мы знали, что Он был в состоянии освободить нас при первой же нашей просьбе. Всё это время, когда вы плакали, страдали и всеми своими силами старались выбраться, Он имел достаточно силы, чтобы освободить вас от всякого зла.
"Тогда почему же Он это не сделал? - спросите вы. - Он что, наказывает меня? Почему Он позволил мне пережить такую борьбу?"
Когда вы рассмотрите кризис, в котором оказался Израиль, вам, может быть, тоже захочется сказать: "Господи, не ожидаешь ли Ты слишком много от этих людей? Они в страхе, но ведь есть от чего. В конце концов, никто ведь не может выжить без воды. Как они могли искушать Тебя, когда они просто взывали в своей нужде?"
Однако вы должны помнить: эти люди были хорошо научены и напитаны Словом, окружены знамениями и чудесами. Это не были духовные новички. И они не были оставлены без заботливого пастыря. Каждый день они имели видимое облако в доказательство того, что Бог с ними. И каждую ночь они видели успокаивающее зарево столпа огненного. Каждое утро они находили манну на земле, верно посылаемую им с неба. Бог снабдил Израиля всем необходимым для укрепления их веры!
Наш Господь говорит не просто маловажные слова, когда предупреждает: "Без веры вы не можете угодить Мне. Вы должны по-настоящему верить, что Я - Иегова, и Я всегда воздам по вере. Поэтому Я ожидаю, чтобы Мои хорошо обученные дети полностью доверяли Мне!"
А как насчёт того испытания, которое встретилось вам на пути? Что Бог хочет от вас в это трудное для вас время?
Он хочет, чтобы вы верили Его Слову и Его обетованиям! Он хочет, чтобы вы полностью доверились тому, что Он с вами в вашем переживании. Не имеет значения, если бы весь ад поднялся против вас. Его присутствие никогда не будет отнято от вас, даже в самой глубине ваших страданий. Никакое коварство дьявола, ни мощная его атака против вас, не смогут уничтожить вас. Ваш Отец уже имеет план вашего освобождения!
Он ожидает, чтобы вы просто прильнули к Нему в полном доверии. Он хочет, чтобы вы были способны встретиться лицом к лицу с самыми жестокими искушениями и сказать: "Я могу не понимать всего этого, но я знаю, что Господь не забудет меня. Живой или мёртвый, я доверяю Ему провести меня через всё это!"
Ваша борьба окончится только тогда, когда вы начнёте полностью доверять Господу, веря, что Он с вами во всей силе и любви. Так что отбросьте в сторону всякую мысль о том, что Бог забыл вас или закрыл глаза на всё, что происходит в вашей жизни. Вынуждать Господа вновь и вновь подтверждать Его верность к вам - это и есть искушать Его. Ведь Он доказывал Свою верность уже много раз!
Возлюбленные, вам не нужно бояться змея. Павел заканчивает свою мысль обетованием Божьим: "Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести." (1Кор. 10:13).
Бог говорит вам: " Я всегда с тобой! Если ты будешь искать лица Моего и доверять Мне, Я проведу тебя. Я помогу тебе стоять твёрдо и переносить всё на твоём пути - потому что Я всегда с тобой!" Аминь.
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке