СКОРБИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ СОКРУШЕННОГО СЕРДЦА
Проповедь Давида Вилкерсона
Одной из самых интересных личностей в Ветхом Завете для меня является Иаков. Это был обманщик, заговорщик, манипулятор, лукавый и потворствующий лукавству человек - прямо таки невероятный характер. Однако, Бог сильно любил этого человека! Его жизнь воистину была насыщена дивными уроками, которые мы извлекаем в пример тому, как Бог обращается с людскими характерами.
Мне бы хотелось вступить в историю Иакова с того момента, когда он бежал от своего старшего брата Исава. Иакову уже дважды удалось перехитрить Исава - и теперь его брат был в страшной ярости!
Сначала Иаков обманом лишил Исава права первородства. Когда Исав вернулся с поля сильно проголодавшимся, Иаков, воспользовавшись удобным случаем, накормил его чечевичным кушаньем взамен на первородство. В культуре их народа право первородства принадлежало первенцу мужского пола, которому предстояло быть главой семейства. Это также означало "двойное благословение" - т.е., завладение двойной долей отцовского имения.
Но более всего, иметь право первородства значило стать прародителем патриархального семени, через которое родится Христос: "...и благословятся в тебе и в семени твоём все племена земные" (Быт. 28:14).
Очевидно, именно это первородство имело весьма важное духовное значение. В свете этого значения раскрывается весь ужас того, что сделал Исав, когда за котелок чечевичной похлебки он так беспечно продал право своего первородства!
Дальше, Иаков путём обмана получает патриархальное благословение Исаака - благословение, которое по праву предназначалось Исаву. К этому времени Исаак состарился, его зрение притупилось, и он из-за слабости лежал в постели. И здесь Иаков снова обманывает - притворяется, что он Исав, чтобы получить благословение.
Когда Исав узнал, что Иаков забрал его благословение, то тотчас же решительно вознамерился убить своего брата. Он сказал: "...он запнул меня уже два раза: он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё... и сказал Исав в сердце своём... я убью Иакова, брата моего" (Быт. 27:36, 41).
Когда Ревекка узнала о такой злонамеренности Исава, она убедила Исаака отослать Иакова в Месопотамию, где жил её брат Лаван. Она рассудила, что Иаков выберет там себе жену и будет жить в мирной обстановке, пока утихомирится гнев Исава.
Итак, Иаков отправился в путь - и уже находясь в пути, он получил от Бога необыкновенное видение. Он увидел лестницу, верх которой достигал неба, и Ангелы восходили и нисходили от трона Божьего, исполняя Его службу: "И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней" (Быт. 28:12).
Это видение не было дано просто так, для назидания Иакова. Также оно не было специальным эффектом, которым Господь хотел произвести впечатление на Иакова. Нет - Господь в буквальном смысле отодвинул завесу и показал Иакову, какие непрерывно происходят действия в духовном мире! У престола Божьего Ангелам раздавались поручения - и они шли на выполнение заданий на земле: направлять и вести Божий народ, служить ему, ополчаться вокруг него, предостерегать от опасности, охранять, защищать и заботиться о его нуждах.
Возлюбленные, эта лестница находится всё там же, на том же месте! И те же самые Ангелы, которых видел Иаков, не состарились ни на один час. Они так же трудятся и служат для Божьих детей.
Иаков увидел, что во главе этих действий был Господь: "И вот Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему" (Быт. 28:13).
Посредством такого обетования Господь ввёл Иакова в благословение завета, который Он заключил с дедом его, Авраамом и отцом его, Исааком. Господь говорил: "Я принял тебя в число патриархов. Ты теперь первенец, и у тебя первородство. Поэтому Я изолью на тебя благословения завета твоих отцов!"
Затем Бог добавил Иакову чудесные обещания: "И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдёшь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе" (ст.15).
Бог клялся Иакову, говоря: "Я не оставлю тебя, Иаков -Я буду сопровождать тебя на каждом шагу. Во всех делах твоих Я поддержу тебя. Проведу тебя и совершу в тебе вечное назначение для твоей жизни. Я исполню через тебя всё, что сказал!"
До момента встречи Иакова с Богом, я не нахожу в этом человеке ни веры, ни доброты, ни милосердия. Каким образом он мог стать патриархом для исполнения вечных Божьих целей? Когда Библия говорит: "...Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим. 9:13), мне хочется спросить: "Господи, что Ты увидел в этом человеке? Я знаю, что Ты праведен и свят и не одобряешь дел, какие творил Иаков. Но почему ты не подправил его? Почему Ты благословил его, после всего, что он украл и завладел обманным путём?"
БОГ УВИДЕЛ В СЕРДЦЕ ИАКОВА НЕЧТО, ВЫЗВАВШЕЕ В НЁМ ВЕЛИКУЮ ЛЮБОВЬ И ЖЕЛАНИЕ БЛАГОСЛОВИТЬ ИАКОВА!
Библия показывает, что Бог предвидел судьбу Иакова - что ещё от утробы матери младшему брату суждено было обладать правом первородства. Первым при рождении вышел Исав, а за ним, держась рукою за пяту Исава, вышел Иаков, как бы заявляя: "Нет -первородство принадлежит мне!"
И Бог почтил это. Когда ещё Ревекка только почувствовала, что сыновья в утробе её стали биться, Бог объяснил ей, что это значит: "Ты имеешь во чреве два племени - и старший будет служить младшему!" Само имя Иаков значит, "вытесняющий кого-то" или "занимающий чьё-то место" -что значит, "тот, кто скрытно подставляет другому ногу; занимается интригами, чтобы ниспровергнуть кого-то и занять его должность".
Конечно, Богу было известно об этом перед тем, как Он благословил Иакова. Он видел, что поступками этого человека руководила плоть. Ведь Иаков уже достиг того возраста, когда ему следовало быть благоразумнее. На этом периоде жизни ему было не меньше сорока лет (некоторые учёные думают, что ему было за семьдесят). К этому времени некоторые черты его характера должны были измениться.
Так почему же тогда Господь заключил завет с этим человеком? Почему Он был так благосклонен к Иакову? Писание всегда должно дать ответ. В книге пророка Исаии мы читаем: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушёнными и смирёнными духом, чтоб оживлять дух смирённых и оживлять сердца сокрушённых" (Иса. 57:15).
Эти слова в точности описывают состояние, в котором находился Иаков, - провинившийся, в упадке духа человек, который бежит от возмездия - и такого человека оживляет и благословляет Бог. Исаия дальше добавляет: "...а вот, на кого Я призрю: на смирённого и сокрушённого духом и на трепещущего пред Словом Моим" (Исаия 66:2).
Мы знаем, что люди судят по внешнему виду, но Бог всегда смотрит на сердце. Нам видны всего лишь его лукавство и желание любыми средствами заполучить благословение другого. Но Бог смотрит дальше плоти и видит в его сердце нечто - сокрушённый и смирённый дух. Бог знал, что сердце Иакова было готово перемениться.
И это как раз то, что Бог ищет в нас! Он ищет смирённое и сокрушённое сердце, над которым Он мог бы работать. Он не в состоянии работать над такими сердцами, как у Исава, который принимал дар Божий как что-то ему положенное и проливал ложные слезы покаяния. Сердце Исава было твёрдым и неприступным. Многие христиане сегодня поступают подобно Исаву - плывут по жизни без какой-либо духовной цели, желая наслаждаться только земными удовольствиями.
Иаков, между тем, почитал Божье слово. Как мне об этом известно? Только задумайтесь: Иаков, должно быть, слышал от своего отца много раз пересказываемую историю о том, как Бог заключил завет с дедом Иакова, Авраамом. Он слышал о том, как в детском возрасте Исаак был положен на жертвенник для всесожжения - но когда Авраам поднял над ним руку с ножом, Бог остановил его и указал ему на овна в кустах, готового для жертвоприношения. Наконец, Иаков слышал о святом семени, которое произойдёт из патриархального рода.
Ко всему этому, мать Иакова, по-видимому, не раз напоминала ему о данном ей Богом откровении - что Иакову надлежит быть продолжителем рода этого святого семени. Иакова приводило в восторг именно то, что в один день он может стать главой рода, - и тем самим закрепить своё звено родословной, по которой придёт Мессия.
Иакову также хорошо было известно о том, что первородство заключает в себе большое духовное значение. Но, смотря на своего старшего брата, он ничего, кроме притяжения к земным удовольствиям, в нём не находил. Исав был совершенно светский человек, бесчувственный к этой истине. Кроме того, он взял себе две хананейские жены. Иаков просто не мог позволить, чтобы первородство попало в такие нечестивые руки, где оно бы обесценилось и ни во что бы ни ставилось. Поэтому он решил завладеть правом Исава на первородство. Он провозгласил: "Я хочу иметь первородство!"
Нет никаких доказательств тому, что Иаков добивался этого привилегированного положения по каким-то своим, эгоистическим побуждениям. Ведь, даже если так подумать, то он, скрываясь в чужой земле, на протяжение последующих двадцати лет главой в своём роду всё равно не станет. К тому же, он никогда не пытался собрать войско, возвратиться обратно и завладеть своим двойным наследственным наделом. Нет, для меня становится ясным то, что глубоко в сердце Иаков испытывал жажду и стремление к святому Богу. И Господь видел, что действиями Иакова руководила высшая, духовная цель. Я не нахожу никакого другого объяснения тому, что Господь так терпеливо отнёсся к намерению Иакова путём обмана завладеть правом первородства.
Сегодня Бог также даёт нам чудесные новозаветние обетования. Они не отличаются от тех, которые Он дал Иакову, - всегда быть с нами, хранить нас от падения, дать нам абсолютно все небесные благословения, исполнить в нас свою предвечную цель.
Тем не менее, Бог не заключает завет со всяким, заявляющим, что он верующий. Его обещание хранить и спасать не распространяется на тех, кто, как Исав, имеет мало почтения к святыне Божьей. Бог любит и благословляет людей таких, как Иаков, сознающих свою непоследовательность и слабости. Такой человек желает измениться и преобразиться под сильной рукой Божьей. Что-то внутри такого человека сокрушается.
Слово "сокрушённый" значит "разбитый чувством вины; желающий искреннего покаяния, ненавидящий грех и жаждущий перемены". Даже в толковом словаре Вебстера для слова "сокрушённый" подано такое определение: "опечаленный своим грехом и кающийся в своём недостатке". Сокрушение - это отвращение ко греху и желание изменить свою жизнь.
С ЧУВСТВОМ БЕЗМЕРНОЙ БОЖЬЕЙ ЛЮБВИ К НЕМУ, ИАКОВ ОТПРАВИЛСЯ В МЕСОПОТАМИЮ, ЧТОБЫ ТАМ НАЙТИ СЕБЕ ЖЕНУ!
С момента вступления Иакова на новую землю, сразу становится видно, что на каждом шагу с ним, как было обещано, был Бог - потому что его первая остановка была божественным предопределением. Он встретил пастухов, сказавших ему, что они знают его дядю Лавана - и указали ему на красивую девушку, которая пришла с овцами, чтобы напоить их. "Это дочь Лавана, Рахиль", -сказали они. Когда Иаков увидел Рахиль, то подумал: "Господи, воистину Ты со мною. Ты дал мне встречу с самой красивой девушкой, которая станет моей женой!"
Иаков быстро приступил к действию. Устье колодезя, из которого овцы пили воду, было привалено камнем. Иаков отвалил камень и, ещё Рахиль не успела подойти к колодцу, как он уже напоил её овец. Когда же подошла Рахиль, то Иаков сказал ей: "Я сын Ревекки", - и поцеловал её! Это была любовь с первого взгляда.
Я могу только представить, какие восторженные чувства переживал Иаков в этот момент. Он, наверное, не мог дождаться той минуты, когда вступит в дом своего дяди Лавана. Когда произошла долгожданная встреча с его дядей, он был принят в дом Лавана и стал служить пастухом. Но Лаван сказал ему: "Хоть ты мне и племянник, но даром служить ты мне не будешь. Как ты хочешь, чтобы я заплатил тебе?"
Иаков указал на Рахиль и поспешно сказал: "Хочу, чтобы она была моей женой. Я буду служить тебе за неё семь лет". Так и было, что Иаков отработал за Рахиль 2555 дней. При своём пастушеском занятии он терпел стужу ночи и жару дня. Но Писание говорит, что он так сильно любил Рахиль, что эти семь лет показались ему как несколько дней.
Наконец, настал день брачного пира. Когда же закончилась торжественная церемония и празднование дня подошло к концу, Иаков удалился в свой шатёр, где стал с волнением ожидать свою невесту Рахиль. Но у Лавана были другие планы! Он задумал, чтобы старшая дочь Лия - которая, очевидно, ничем особым не отличалась и была непривлекательной по виду -одела брачное покрывало невесты и вместо своей сестры вошла в шатёр Иакова.
Когда же Лия вошла к Иакову, то она, должно быть, говорила с ним шёпотом из-за страха, что её голос выдаст её. Иаков, наверное, счёл это стыдливостью невесты. В потёмках, Иаков понятия не имел, что рядом была Лия -та, что "слаба глазами". Какой же была эта ночь! Сколько нежных и ласковых слов говорил Иаков Лие, думая, что она Рахиль. Он, наверное, целую ночь напролёт делился с нею своими мечтами: "Я хочу иметь десять детей - нет, двенадцать!" Его новая жена лишь кивком головы и шёпотом губ выражала своё одобрение.
Но, проснувшись утром, Иаков увидел лежащую рядом с ним Лию и вскричал: "Ты не Рахиль!" Разгневанный, он бежал к Лавану и кричал: "Ты обманул меня!" (странное обвинение из уст обманщика, не правда ли?).
Лаван предложил Иакову заключить новый договор. Он сказал: "У нас так не принято, чтобы младшую дочь выдать замуж прежде старшей. Вот что я хочу тебе предложить - окончи медовую неделю с Лией, а затем мы тебе дадим и Рахиль. Но за это ты должен прослужить у меня ещё семь лет".
"Иаков вошёл и к Рахили, и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него ещё семь лет других" (Быт. 29:30). Писание также говорит, что Иаков не то что любил Рахиль больше Лии - он совсем не любил Лию: "Господь узрел, что Лия была не любима и отверз утробу её, а Рахиль была неплодна" (ст. 31).
Теперь между отношениями сёстёр возникли зависть и презрение. Они постоянно пререкались. Можно только представить, каково было Иакову от этого. Помимо этого, он обязался отслужить дополнительных семь лет тяжёлого труда, плату за который Лаван переменит ещё десять раз. Он был не в состоянии самому обеспечивать свою семью или осуществлять свои личные планы.
Однажды ночью, находясь у стад на поле, Иаков стал изливать пред Богом душу: "Господи, как я оказался в таком положении? Ты давал мне такие великие обетования. Ты говорил, что будешь управлять мною, вести меня, что через меня исполнишь Твой план. Как же так, что Ты не предотвратил обмана, совершённого надо мною? Может ли это быть твоим руководством? Теперь всё моё будущее стоит под вопросом. Я не могу даже и помышлять составлять свои планы на жизнь, потому что я связан обещанием служить этому человеку ещё долгих семь лет. Он потихоньку отбирает у своих дочерей всё их наследство. Скоро совершенно ничего не останется. У меня нет никакого будущего. Что же это за исполнение завета?"
Вы, возможно, рассудите иначе: "Может, Иаков не вопрошал Бога, кого ему взять в жёны. Может, руководствуясь ложными чувствами, он избрал Рахиль по влечению плоти. Может, ему предназначена была только Лия". Но всё это к делу не относится. Бог мог вмешаться во всё это брачное предприятие Иакова, однако Он не стал этого делать.
В самом деле, бывает, что мы имеем и смирение, и сокрушение, но вместе с тем и семейные проблемы. Может, вам знакома ситуация когда, Вы и ваша супруга переносите тяжёлые испытания. И вы много молитесь: "Господи, для меня это просто непонятно! Сердце моё право перед Тобою и я хожу в завете с Тобою, я ищу лица Твоего постоянно. Так для чего же Ты допускаешь это ужасное испытание?"
Подобно Иакову, многие из нас думают, что молитвенники и кроткие духом христиане не должны переносить тяжёлых страданий. Мы не должны встречаться с ужасными ситуациями, когда приходят трудные времена и всё наше будущее становится под угрозой. Но, в реальности, мы видим, что можно быть смирёнными, кающимися, пребывающими в молитве, отдавшими себя в подчинение Божьей воле, послушными во всём, ходить в завете с Ним, и в то же самое время иметь великие скорби и подвергаться опасности!
Нигде в Библии вы не найдёте того, что Бог обещал оберегать нас от семейных или супружеских проблем. Нигде для нас не обещана ровная, гладкая дорога в жизни. Нигде не сказано, что мы беспрепятственно сможем устроить свою служебную карьеру. Нигде не указано на то, что беды и страдания минуют нас стороной. Наоборот, написано: "Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс. 33:20). Этот стих не говорит о том, что Бог не допустит к нам скорбей, но что Он избавит нас от них.
Павел говорит о познанной им высоте и глубине Божьей любви к нему. Однако, Господь не сохранил корабль, на котором плыл Павел, от кораблекрушения. Он даже допускал, чтобы в апостола бросали камни, избивали его и бесчестили. Павел говорит, что он был подвержен скорбям на суше и на море, как от рук чужеземных грабителей, так и от рук своих соотечественников.
Временами мы, может быть плачем, взывая: "Где Ты, Господи? Почему Ты не выведешь меня из этого положения?" Всё же, даже если Господь позволяет скорбям испытывать наши души, то так или иначе, Он нас от всех их освобождает, как было в случае с Иаковом, Иосифом и ап. Павлом.
Я верю, что лишь некоторым христианам приходилось переживать такие трагические семейные обстоятельства, какие переживал Иаков. Например, он не знал, что его возлюбленная Рахиль была тайной идолопоклонницей - в результате чего Бог заключил её чрево от деторождения. Долгие годы Рахиль не имела детей, потому что она украла идолов отца своего: "Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло, и села на них. И обыскал Лаван весь шатёр; но не нашёл" (Быт. 31:34).
Иаков об этом даже и не подозревал. Но когда Лаван обнаружил свою пропажу, то догнал Иакова и потребовал вернуть ему идолов. Иаков же сильно возмутился от такого обвинения. Откуда ему было знать, что его красавица жена была так привязана к тем идолам, что прятала их под собою, сидя на верблюжьем седле!
Какое только семейное неустройство! Лия, состояла в брачном союзе без взаимной любви, без никакого будущего. Она рождала сына за сыном, думая: "Вот теперь мой муж будет любить меня". Но не было никаких изменений.
Рахиль же, постоянно донимая Иакова просьбами дать ей детей, однако продолжала быть бездетной, так как Богу ненавистно было её идолопоклонничество.
Но, всё это время Иаков в послушании совершал своё хождение перед Богом. Когда же он наконец отслужил свой второй семилетний срок, Бог ему сказал: "Возвращайся в Вефиль - место, где ты впервые встретился со Мною. Построй там жертвенник и, как обещал, принеси жертву твою".
Иаков повиновался. Он собрал всё семейство и свои стада и отправился в путь к Вефилю, по направлению к отчему дому.
ИАКОВ ШЁЛ НАВСТРЕЧУ САМОМУ ВЕЛИКОМУ ИСПЫТАНИЮ В ЕГО ЖИЗНИ - ХОТЯ ОН ШЁЛ ПО ТРОПЕ ПОСЛУШАНИЯ!
Иаков ясно услышал слово от Господа и поступал в полном повиновении этому слову. Он знал, что он пребывает в завете с Богом - что Бог сохранит его и исполнит всё, что сказал ему. Однако, в это время перед ним предстояло такого рода испытание, которое едва не стало для него пагубным!
Он возвращался обратно к своему брату Исаву и к своему отцу Исааку, которых он обманул и с которыми ему теперь предстояло встретиться. Ещё когда он находился в пути, к нему пришли вестники и предупредили его: "Исав идёт навстречу тебе и с ним четыреста человек войска. Он, вероятно, не с добром идёт!"
Писание говорит, что: "Иаков очень испугался..." (Быт. 32:7). Я могу представить Иакова охваченного паникой. Он быстро разделил своё семейство на два стана, думая: "Если Исав перебьёт одних, то хоть другим удастся убежать". Но, даже в такой критический период его жизни, доказательством его сокрушённого сердца служат нижеследующие места Писания: "И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: "возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе!" Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему; ибо я с посохом моим перешёл этот Иордан; а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его, чтобы он, пришедши, не убил меня и матери с детьми. Ты сказал: Я буду благотворить тебе, и сделаю потомство твоё, как песок морской, которого не исчислить от множества" (Быт. 32:9-12).
Иаков уповал только на завет с Богом и Его обетования. Он, в сущности, говорил: "Господь, Ты обещал! Я знаю, что я недостоин. Я знаю, что моё имя значит "вытесняющий другого". Но теперь, когда я стал Тебе послушным, то очутился на краю отчаяния.
Ты сказал, что будешь сопровождать меня. В данный момент мне грозит потеря семьи и всего, что я имею. Я не говорю, что я заслужил Твоей защиты. Но я знаю, что я люблю Тебя и что повинуюсь Тебе. Итак, Господи, где же исполнение обетований завета?"
Дальше мы видим Иакова в сильном борении. Целую ночь он боролся с Ангелом (это был Сам Господь). Библия говорит, что Ангел не "одолел" его. Но эта ночь борьбы изменила Иакова: "И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт. 32:28).
Некоторые христиане подумают: "Предельные томления и скорби Иакова были по причине того, что у него не доставало веры. Теперь же, когда он получил превозмогающую веру и силу, для него не обязательны были новые испытания с новыми волнениями и скорбями. Он мог просто запретить дьяволу и продолжать свой путь с радостью!"
Но нет! Иисус говорит, что Его Отец посылает дождь "на праведных и неправедных" (Матф. 5:45). И до тех пор, пока мы на пути к вечной славе, мы будем встречать скорби и страдания. Скрыться некуда -нет такого места на земле, где сокрушённое сердце было бы свободно от печалей и тревог!
Бог уберёг Иакова от гнева его брата Исава. Но затем, вместо того, чтобы идти в Вефиль, как ему было повелено, он на полпути остановился. Хотя он пребывал в завете с Богом и в силе Его, тем не менее, он поселился близ города Сихем, что в земле Ханаанской.
В один день дочь Иакова Дина пошла в город и была изнасилована молодым сыном князя Еммора Сихемом. После Сихем сознался перед Иаковом и сказал, что хочет жениться на Дине. Но братья Дины разгневались на Сихема за бесчестие их сестры - и сделали заговор.
Для них запрещалось заключать брачные союзы с жителями чужих земель. Но сыновья Иакова сказали, что они дадут согласие мужчинам этой земли брать в жёны их сестёр, только при условии, что у них будет обрезан весь мужской пол. Те согласились и произвели обрезание, но, когда они лежали больными, сыны Иакова напали на город с мечами и умертвили всех мужчин, а их детей, и жён, и всё их богатство взяли в добычу.
Когда Иаков узнал о том, что сделали его сыновья с жителями города Сихема, то его печали не было предела. Этот муж молитвы посмотрел на своих сыновей, совершивших столь коварные убийства, и сказал: "Вы опозорили меня перед всем миром. Как вы могли это сделать?"
Возлюбленные, такая скорбь и печаль для Иакова настала после того, как он превозмог в молитве! Но ещё не настал конец его страданий. В своём пожилом возрасте Иаков имел сына Иосифа, который стал утешением его жизни. Иаков сильно любил его, многому его учил и дарил ему разноцветную одежду. Но настал день, когда красивую одежду Иосифа принесли к Иакову всю изорванную и в крови. Ему передали, что хищный зверь растерзал Иосифа.
Горькими слезами плакал Иаков о своём сыне. Это было самой острой болью, самым безутешным горем его жизни, а вместе с тем и самым великим испытанием его веры. Даже превозмогающая сила его молитвы не могла вернуть ему сына.
Позже, вдобавок ко всему пережитому, на их землю пришёл голод -весьма трудная пора в жизни Иакова. Он видел, как засыхала почва и не давала плода и опять его молитва не могла дать дождя. Членам его семейства угрожала голодная, неминуемая смерть.
Дальше события развивались ещё хуже. Когда Иаков послал своих сыновей в Египет за хлебом, то они, возвратившись, сказали ему, что его сын Симеон остался в Египте заложником до тех пор, пока не приведён будет младший сын Иакова - Вениамин. Это уже было просто слишком много для старого человека. Он едва выдержал крайнее напряжение сложившейся в ту пору обстановки.
На этом периоде истории Иакова хочется спросить: есть ли вообще какой-то предел испытаниям и когда они прекращаются? Так ли бывает, что испытания и скорби постигают того, кто ходит в завете с Богом - у кого смирённое и сокрушённое сердце? Исполняет ли Бог свои заветные обетования? Стоит ли верно служить Ему?
ТЕПЕРЬ ПОЗВОЛЬТЕ МНЕ ПОКАЗАТЬ ВАМ ДРУГУЮ КАРТИНУ ИЗ ЖИЗНИ ИАКОВА!
В глубокой старости - ему было 130 лет - Иаков пребывает в Египет, где его встречает и со слезами радости обнимает сын Иосиф, которого Иаков считал умершим и не надеялся увидеть в живых. Вышло так, что Иосиф, по врученной ему фараоном власти, стал управляющим всей земли Египетской. По чину он был вторым после фараона. Иосиф взял Иакова в свою колесницу, и везде, где они проезжали - по улицам, во дворец фараона - люди преклонялись перед Иосифом с почтением и страхом.
Когда фараон спросил Иакова о летах его жизни, то Иаков отвечал: "...дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей..." (Быт. 47:9). На еврейском языке они звучат так: "Малы и скорбны дни жизни моей". Проще говоря: "Я знал много страданий и горя".
Стоило ли так страдать? Да -безусловно! Иаков и его семейство были спасены от голода. Все семьдесят членов его большой семьи находились вне опасности и поселились на плодородных участках земли египетской. У них теперь было обилие пищи. И сын Иакова был на престоле власти!
Теперь Иаков - муж с сокрушённым сердцем - способен был оглянуться на пройденный им путь и сказать: "Когда мне угрожал мой брат Исав, тогда мне казалось, что жизни моей пришёл конец. Но Бог сохранил меня! Он всегда был со мной. Когда Лаван пытался разорить меня - Бог благословил меня. Он освободил мою жену Рахиль и всю мою семью от идолослужения.
Я восторжествовал над всеми моими врагами. Никто из них никогда больше мне не угрожал. И сам я дожил до того дня, когда увидел моё семя размножившимся и процветающим - начало великой нации. Я дожил до того момента, что могу ходить посреди своих правнуков - даже праправнуков. И мои сыновья станут патриархами Израиля, лидерами своих колен.
Ни одно слово из тех, что сказал мне Господь вначале, не осталось неисполненным. Мой Господь всегда сдерживал каждое Его слово по отношению ко мне!"
И возлюбленные, Он исполнит все Свои слова по отношению и к нам!
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке