МОЛИТВА, КОТОРАЯ ПОТРЯСАЕТ АД.
Проповедь Давида Вилкерсона
Книга Даниила была написана во время вавилонского плена Израиля, и в шестой главе Даниил, после многолетнего служения, предстаёт перед нами уже восьмидесятилетним старцем. К тому времени этот благочестивый пророк и проповедник пережил двух вавилонских царей – Навуходоносора и его сына Валтасара, и теперь Даниил служил царю Дарию.
На протяжении многих лет своего служения Даниил всегда был мужем молитвы, и теперь, в старости, он не собирался ослаблять свою молитвенную жизнь. Писание никогда не упоминает о том, чтобы Даниил изнемогал или терял мужество. Оно также ничего не говорит о том, чтобы он, оставив своё служение, поселился где-нибудь за городом, где бы он мог проводить свои золотые годы, не неся никакой ответственности. Напротив, Даниил как раз только начинал своё служение. Писание показывает, что даже после восьмидесяти лет жизни, его молитвы потрясали ад, приводя дьявола в ярость.
К этому времени царь Дарий поставил Даниила на самую высокую должность в стране. Даниил теперь являлся одним из трёх соправителей, управляющих князьями и сатрапами 120 провинций. Библия даже говорит, что Дарий доверял Даниилу больше, чем двум другим главным правителям. Он поручил ему формирование правительственной политики и обучение всех придворных должностных лиц и советников: "Даниил превосходил прочих князей и сатрапов... и царь помышлял уже поставить его над всем царством" (Дан. 6:3).
Явно, что Даниил был очень занятым пророком. Никто не мог бы совмещать столь ответственные роли, не будучи ужасно загруженным. Я могу только представить себе, какие нагрузки испытывал этот служитель, при его плотном дневном расписании и поглощающих время совещаниях.
Но ничто не могло отвлечь Даниила от молитвы, которой он посвящал определённое время. Молитва оставалась основным его занятием, которому он отдавал предпочтение перед всеми другими делами. Проще говоря, Даниил никогда не был слишком занят, чтобы молиться. Трижды в день он удалялся от всех своих обязательств, нагрузок и обязанностей лидера, чтобы проводить время с Господом.
Даниилу не нужно было консультироваться с другими "успешными" лидерами по поводу того, как исполнить своё призвание. Ему не нужно было посещать семинары, чтобы узнать, как осуществлять служение этому великому множеству людей, бывших под его началом. Он просто удалялся от всякой деятельности, и молился – и Бог отвечал ему. Всю свою мудрость, направляющее руководство, проповеди и пророчества Даниил получал, стоя на коленях.
Я верю, что Даниил является для нас примером того, как важно молитвенное служение во времена кризисов. Мы видим это в его молодые годы, во время правления Навуходоносора. Однажды царю приснился загадочный сон, который встревожил его и привёл в недоумение и замешательство. Он попросил всех своих прорицателей объяснить ему этот сон, но никто не мог этого сделать.
Навуходоносор пришёл в ярость. Он сказал своим придворным: "Вы предлагаете мне только глупые, пустые слова. Вы увиливаете, пытаясь выиграть время. Но мне нужна правда, я хочу ответа на мою глубочайшую нужду". В конце концов, он отдал приказ умертвить всех провидцев-астрологов, чародеев, магов, и даже "мудрецов", включая молодого Даниила и его трёх благочестивых товарищей.
Когда Даниил узнал о повелении привести в исполнение смертный приговор, он собрался вместе со своими тремя друзьями. Наверняка, это не было собрание с целью "координации взаимодействия", или изучения альтернатив, или ожидания, пока придут другие иудеи с каким-нибудь планом спасения. Нет, Даниил и эти трое еврейских юношей знали, что они должны услышать слово непосредственно от Самого Господа, поэтому они склонили колени и вопияли к Нему о милости и откровении.
Как необычна была молитва Даниила: "Да будет благословенно имя Господа от века и до века, ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, даёт мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним" (Дан. 2:20-22).
В это время ветхозаветная церковь находилась в крайне низком состоянии. Божий народ потерял свою песню, их хвала умолкла, и они духовно бездействовали. Неслыханное процветание Вавилона захватило сердца многих израильтян, и сатана, несомненно, радовался такому их состоянию. Затем, чтобы ещё более усугубить обстановку, он внушил Навуходоносору вынести смертный приговор для Даниила.
Теперь все находящиеся в плену израильтяне смотрели на Даниила. Их будущее зависело от его отношений с Господом. Они спрашивали себя: "Неужели Бог к кому-то ещё говорит? Неужели есть ещё кто-то, способный распознавать знамения времён и понимать происходящее? Кто может познать тайну Господню?".
Даниил хорошо разбирался в происходящем, и он мог действовать различными путями. Он мог бы организовать в столице многочисленную демонстрацию с требованиями справедливости для иудеев. Но, видите ли, мир и ад не впечатляют толпы, количество и демонстрации. На них и мега-церкви с громадными зданиями и большим количеством членов производят мало впечатления. Не могут их расшевелить и эти способные, образованные молодые служители, которые для достижения результатов используют опросы общественного мнения, спрашивая: "Каких вопросов вы желали бы, чтобы мы не затрагивали в своих проповедях? Как мы можем помочь вам, чтобы вы приходили в церковь?".
Нет – единственное, что может когда-нибудь оказать воздействие на этот мир – это обличающее грех слово, которое открывает тайны сердца! Мир нуждается в слышании чистой истины Духа Святого, которая задевает за живое и отвечает на вопль мятущегося сердца.
Я верю, что царь Навуходоносор – это образ современного человечества, взывающего: "Я имею силу и влияние, и обладаю всяческими материальными благами, в которых когда-либо мог бы нуждаться. Но у меня нет мира и покоя. У меня есть вопросы, но нет ответов на них. Все вы, заявляющие, что вы говорите именем Бога – интеллектуалы, культисты, даже духовенство – если вы не в состоянии ответить на вопль моего сердца – вы не имеете права на существование. От вас нет никакого проку, вы бесполезны для этого общества".
Будучи недавно в Далласе, я посетил одну общину, рекламируемую как "общественная церковь". Служение было весьма небрежным, явно неблагоговейным. Люди пили напитки и, чавкая, жевали пончики, в то время как их дети бегали, как одержимые.
Служение началось с комической пародии о том, как покупать автомобиль. Затем группа прославления спела несколько "подготовительных" песен – любовных песен, которые поют своим возлюбленным. Наконец вышел пастор, доктор философии, с крошечным клочком бумаги в руке, где была написана вся его проповедь. В течение десяти минут он говорил о том, как наслаждаться своей работой.
Существование этой общины началось с опроса жителей округи о том, что бы они хотели видеть в церкви. В результате, служения стали планироваться таким образом, чтобы там не было никакого противостояния. Однако, оглядывая церковь, я видел мужчин и женщин, у которых явно были глубокие проблемы, требовавшие разрешения. Молодежь скучала. Моё сердце сокрушалось за этих людей. Все они нуждались в слове с небес, однако, всё, что они получали, было соломой. Почему? Люди за кафедрой обманывали их, потому что утратили связь с Богом.
Когда эта нация увидит на стене написанный рукой приговор суда, люди будут взывать о молящихся лидерах.
Когда перст Божьего суда станет очевидным в Америке, люди больше не будут обращаться к проповедникам преуспевания, которые заявляют: "Всё хорошо". Скорее, они будут реагировать подобно израильтянам – искать общества Даниила, благочестивых людей, которые могут различать знамения времён.
В 5-й главе Даниила на престоле находился Валтасар, сын Навуходоносора. Этот языческий царь устроил великий пир для тысячи своих вельмож. В самом разгаре пьяного пирования царь приказал своим рабам внести золотые и серебряные сосуды, которые были взяты из иудейского храма в Иерусалиме. Вскоре вельможи Валтасара, его жёны и наложницы в неистовом безумии пили вино из этих свящённых сосудов.
Внезапно, в какой-то момент во время пира, явились персты человеческой руки и начали писать на стене какие-то слова. Это было предупреждение о том, что суд у двери. Писание говорит: "Тогда царь изменился в лице своём; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей и гадателей;
Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: "кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечён в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве". И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его. Царь Валтасар чрезвычайно встревожился... и вельможи его смутились" (Дан. 5:6-9).
Какая устрашающая сцена! Однако, я заявляю вам: однажды (в одинь день???), очень скоро, Америка испытает такого же рода шок. Рукописание уже на стене и суд, вне всякого сомнения, при дверях. Подобно Валтасару, наши национальные лидеры будут встревожены, лица их изменятся, колени задрожат.
Но, несмотря на это, священнослужители в Америке проповедуют ложный мир. Повсюду в стране компромисные пастыри заявляют, что Бог никогда не будет ниспровергать Америку, потому что мы посылаем так много миссионеров в разные страны мира. Однако, эти пастыри не упоминают о неминуемом суде за то, что мы убили 40 миллионов младенцев посредством абортов. Когда явится рукописание на стене, такие проповедники лишатся дара речи. Они уже потеряли связь с Богом – потому что Он открывает Свою мудрость только людям молитвы.
Я обращаюсь ко всем пасторам: горе вам, если вы не являетесь человеком молитвы! В эти времена нечестия и удовольствий вы должны уединяться с Господом. Что вы будете делать, когда явится рукописание Божье и ваша паства попросит вас прочитать это знамение времени? Много ли вы тогда будете отпускать с кафедры шуток? Как вы будете отвечать им, когда они прервут вашу проповедь и будут умолять: "Пожалуйста, пастор, объясни нам, что происходит? Это суд? Что будет дальше? Почему ты хоть как-то не предупредил нас об этом? Ты говорил нам, что всё хорошо – но мы всё потеряли!".
Я не перестаю удивляться тому, как опрашивающие общественное мнение говорят нам о том, что люди хотят видеть в церкви, чтобы это побуждало их её посещать. "Современные" служения могут казаться эффективными только сейчас, во времена благоденствия. Но посмотрите, что происходит, когда является Божий перст, и банковские счета людей начинают таять, их дети становятся наркоманами, и семьи их разрушаются. Эти овцы не захотят тогда слушать надутые слащавые проповеди. Они будут хотеть правды, чистой и без прикрас.
Двор Валтасара вздрогнул от такого неожиданного поворота событий. Никто не знал, что происходит. Внезапно пьянка прекратилась, и пока царь дрожал, кто-то сказал: "Есть в царстве твоём муж, в котором дух святого Бога... потому что в нём, в Данииле... оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы" (Дан. 5:11-12).
Итак, Валтасар призвал Даниила. Он сказал пророку: "Все эти мудрецы ничего не могут мне сказать. Они не могут объяснить рукописание на стене. Но я слышал, что ты можешь различать времена. Пожалуйста, скажи мне правду и развей мои сомнения и тревогу" (см. 5:16).
Когда Даниил говорил, он не подслащивал правду. Он побывал на коленях и точно знал, что нужно сказать этим людям, и он сказал так, как было: "Ты... Валтасар, не смирил сердца твоего... но вознёсся против Господа небес... исчислил Бог царство твоё и положил конец ему... ты взвешен на весах и найден очень лёгким" (5:22-23, 26-27).
Это была та самая чистая правда, которую хотели услышать Валтасар и его сановники. Это была истина, которая могла развеять их сомнения, потому что точно указывала им их состояние и положение, в котором они находились. Валтасар был так благодарен Даниилу, что назначил его верховным правителем царства.
Так что не говорите мне, пожалуйста, что необращённые не хотят слышать обличительную, честную проповедь. Отнюдь!
Существуют опасности, подстерегающие каждого молящегося человека.
Всякий молитвенник является сущим наказанием для ада, и сатана будет делать всё возможное, чтобы остановить молитвы этого человека. Даниил уже доказал эффективность своей молитвы в царствование Навуходоносора и Валтасара. Теперь, в правление Дария, сатана предпринял великий заговор с целью прекращения молитв Даниила. Они так потрясли ад, что взбешенный дьявол организовал против него целое правительство Вавилона.
Вспомните, что Даниил был назначен высшим правителем, которому подчинялись все остальные лидеры страны. Эти политики видели в Данииле мудрость, он был уважаем, царь благоволил к нему и это вызывало у них жгучую зависть. Теперь они составили против него заговор: "Тогда князья и сатрапы начали искать предлога к обвинению Даниила по управлению царством; но никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен, и никакой погрешности или вины не оказывалось в нём" (Дан. 6:4).
Даниил был беспорочен, так что вавилонские лидеры не могли уличить его хоть в каком-нибудь грехе. В конце концов, они заключили, что единственным способом, чтобы "достать" пророка было его смирённое хождение пред Богом. Они говорили: "Не найти нам предлога против Даниила, если мы не найдём его против него в законе Бога его" (6:5). Дал бы Бог, чтобы так можно было сказать сегодня о нас!
Эти лидеры знали, что Даниил трижды в день молится, открывая окна своей горницы в направлении Иерусалима, и приписывали благосклонность, которую оказывал ему царь, его молитвам. Итак, они пустили в ход план, чтобы остановить его молитвы. Как? Я верю, что они пытались занять всё время Даниила делами. Его соправители старались вовлечь его в важные дела, связанные с его должностью, настолько, чтобы у него не оставалось времени для молитвы.
Возлюбленные, это одна из главнейших коварных уловок, которые использует сатана против всех верующих, и особенно этот заговор направлен против служителей. Если вы спросите какого-нибудь пастора, почему он не молится, скорее всего, он скажет вам, что у него нет времени. Исполнение им своих пасторских обязанностей поглощает столь много времени, что он вынужден использовать для этого всё время, отводимое для подготовки своих проповедей.
Большинство христиан впадают в то же самое искушение. Они говорят: "Мне не хватает времени, чтобы молиться. Работа поглощает всё моё время". Даже домохозяйки заявляют: "У меня нет ни минуты, чтобы помолиться в течение дня. К тому времени, пока я одену детей, уберу в доме и приготовлю пищу, у меня совсем не остаётся времени на молитву".
Философ Сорен Киркегард отзывался о загруженности христиан делами, как о наркотике. Он замечал, что это ведёт к раздвоенности и фальши. Он говорил, что по мере того, как люди всё более погружаются в дела, их любовь к истине постепенно угасает. Потом, под массивным воздействием причин, побуждающих их к деятельности, и всевозрастающих требований своего времени, они теряют способность понимать угрожающую им опасность. Они имеют зеркало Божьего Слова, но не могут спокойно постоять пред ним достаточно долго, чтобы увидеть, что оно отражает.
Я считаю, что занятой, редко молящийся христианин находится в худшем состоянии, чем тот, кто смертельно болен. Почему? Он всё более довольствуется своим состоянием, и при этом становится всё менее расположенным к молитве и углублению своих отношений с Богом. Со временем его убеждения ослабевают до тех пор, пока от них ничего не останется.
Даниил знал, что без молитвы он не выживет и дня, поэтому он продолжал молиться, несмотря на то, что коллеги всё более заваливали его работой. Вы знаете эту историю – в конце концов, они издали постановление, требующее тридцатидневного моратория на молитву. Это был закон, направленный исключительно против Даниила. Но даже тогда Даниил не прекратил свои потрясающие ад молитвы – и в результате он оказался во львином рву.
Вы можете недоумевать: что побуждало Даниила так интенсивно молиться? Что заставляло его продолжать молиться, даже невзирая на нависающий над его головой смертный приговор? Почему этот восьмидесятилетний старик продолжал столь горячо изливать своё сердце пред Господом, когда остальная церковь больше не искала Бога?
Подумайте только, каких громадных усилий стоило Даниилу посвятить себя молитве. В конце концов, он жил в Нью-Йорке своего времени – великом, пышном, богатом Вавилоне. И он жил во времена духовной апатии – пьянства, поисков наслаждений и алчности среди Божьего народа. Более того, он был занятым лидером, которого постоянно окружали дела, отвлекая его внимание.
Я говорю вам: молитва ни к кому не приходит естественным образом, даже к Даниилу. Легко выделять определённое время для молитвы поначалу, но трудно быть постоянным в этом. И наша плоть, и дьявол находятся в сговоре против этого. Итак, как же нам стать людьми молитвы?
Во времена духовного упадка и надвигающегося суда Бог ищет молитвенника особого рода.
В 5-й главе Иеремии Бог призывает: "Походите по улицам Иерусалима... и поищите на площадях его, не найдёте ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? – Я пощадил бы Иерусалим" (Иер. 5:1). По существу, Бог говорит: "Я помилую их, если найду хотя бы одного человека, который искал бы Меня".
Бог обильно благословлял и оберегал этот народ, однако, они постоянно преступали все границы морали, прелюбодействуя и общаясь с блудниками. Более того, они больше не печалились о грехе и отвергали исправление. Поэтому Бог искал хотя бы одного-единственного молитвенника с сокрушённым сердцем, который ходатайствовал бы за этот народ – но Он не мог найти даже одного.
23-я глава Иезекииля описывает подобную же трагедию. Израильские пророки и священники стали хищными волками. Они наживались за счёт простодушных, обирая бедных и вдов. Они осквернили Божью святость, перестав отличать чистое от нечистого. Закрывая глаза на грех, проповедуя ложь и при этом бесстыдно заявляя: "Так говорит Господь".
Бог тщетно умолял о единственном человеке, который противостал бы всему этому: "Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл" (Иез. 22:30).
Во время вавилонского плена, Бог нашёл такого человека в лице Даниила. И сегодня более, чем когда-либо в истории, Господь ищет такого же рода благочестивых мужей и жён. Он ищет верных слуг, которые желают "поставить стену" и "стать в проломе" – чтобы совершить дела, которые возможно совершить только посредством молитвы.
Подобно Даниилу, этот человек будет найден со Словом Божиим в руках и с жаждой к молитве. Когда Дух Святой пришёл к Даниилу, пророк читал книгу Иеремии. Именно тогда и открыл Дух Святой Даниилу, что для Израиля пришло время Божьего избавления. Когда пришло это откровение, Даниил был побуждаем молиться: "И обратил я лице моё к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле, и молился я Господу Богу моему" (Дан. 9:3-4).
Божий Дух исследует народы, церкви и пасторские кабинеты, ища тех, кто прилежно изучает Его Слово. Такие слуги не просто ищут библейских знаний. Они ищут духовную силу, умерщвления греха, истину, которая делает свободными. Они ясно видят, что происходит в стране, потому что узнают это из Божьего Слова. Когда Господь находит таких людей, Он благословляет их, даруя им дух молитвы.
Молящийся слуга видит состояние церкви, – и он принимает на себя ее вину.
Должно быть, Даниил был взволнован, осознав, что приблизилось Божье время для пробуждения Своего народа. Однако он скорбел, видя духовное состояние Израиля. Люди были пропитаны грехами Вавилона – поисками удовольствий и процветания, удаляясь от некогда почитаемых моральных стандартов.
Даниил знал, что Божий народ не готов принять своё восстановление. Однако, винил ли пророк своих соотечественников за их грехи? Нет – Даниил отождествлял себя с окружавшим его повсюду моральным упадком. Он заявлял: "Мы согрешили... у нас на лицах стыд... потому что мы согрешили пред Тобою... поступали беззаконно, действовали нечестиво" (Дан. 9:5,8).
Я верю, что это справедливо и в отношении церкви Иисуса Христа сегодня. Мы не в состоянии откликнуться на Божье желание совершить в нас великое дело пробуждения. Подобно Израилю, мы осквернились грехами нашего нечестивого общества. Подумайте только:
В Калифорнии принят закон, обязывающий изучение в начальных школах гомосексуализма в качестве общепризнанного альтернативного образа жизни. Пьянство распространилось из студенческих городков в высшие и средние школы, а интернет стал суперавтострадой к порнографии. Почти тридцать лет назад я предсказывал в своей книге "Видение", что электронный ящик принесёт в наши дома отвратительнейшие виды порнографии. Сегодня большая часть деятельности интернета составляет порнография.
Проще говоря, мы живём в современном Вавилоне и, к прискорбию, христиане приспособились к грешным путям общества. Наше служение регулярно получает письма от жён-христианок, которые пишут: "Я чувствовала, как мой муж удаляется от меня, но не могла понять причину. Затем однажды, открыв дверь его кабинета, застала его украдкой смотрящего порнографию по интернету".
Молодые люди в особенности становятся лёгкой добычей сатанинских ухищрений. Многие подростки из христианских семей, пользуясь сайтом фирмы "Непстер", буквально накачивают себя нечестивой музыкой. Я знаю одну мать-христианку, которая прошла курс обучения работы с компьютером, чтобы узнать, чем увлекается, сидя за компьютером, её сын-подросток. Когда она открыла его компьютерные файлы, она ужаснулась тому, что увидела: песни убийцы Чарльза Мэнсона; песни об убийстве полицейского; песни о смерти, самоубийстве и всякого рода беспорядочном сексе.
Бог сильно желает благословить сегодня Свой народ – но если наши умы загрязнены духом этого мира, мы не находимся в том состоянии, чтобы принимать Его благословения. Даниил сделал следующее сильное заявление: "Всё это бедствие постигло нас; но мы не умоляли Господа Бога нашего, чтобы нам обратиться от беззаконий наших и уразуметь истину Твою. Наблюдал Господь это бедствие и навёл его на нас" (Дан. 9:13-14).
Даниил говорил: "Мы видели всё это моральное разложение в нашей стране, и то, как наши пастыри ищут своей личной выгоды. Всё наше общество стремительно мчалось к погибели, однако мы не обратились к молитве. Если бы только мы молились, Бог отвратил бы нас от грехов наших. Он даже медлил, ожидая нас и даруя нам славные обетования восстановления. Но мы не уделяли Ему хоть сколько-нибудь времени, а вместо этого продолжали удаляться от Него, пропитываясь грехами этого нечестивого общества. Вот почему пришли на нас Его суды".
Вы можете спросить: что же это за молитва, которая потрясает ад? Она исходит от верного, усердного слуги, который видит, как его страна и церковь всё глубже впадают в грех. Этот человек падает на колени, взывая: "Господи, я не хочу участвовать в том, что происходит. Дай мне быть примером Твоей сохраняющей и поддерживающей силы посреди этого развращённого рода. Не имеет значения, если никто больше не молится. Я буду молиться!"
Даниил заканчивает словами: "Когда я ещё продолжал молитву, муж Гавриил... вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! Теперь я исшёл, чтобы научить тебя разумению... ибо ты – муж желаний" (Дан. 9:21-23).
Где же сегодня в доме Божием эти молитвенники? Где эти верные пастыри, которые день и ночь ищут Господа? Им дано будет разумение, потому что они – мужи желаний.
Подобно Даниилу, эти слуги отождествляют себя со страной и церковью, и исповедуют их грехи, как свои собственные, в смирении взывая: "О, Господь, покажи мне, где я уклонился, в чём моя великая нужда. Помоги мне противостоять этому и справиться с ним. Держи меня на коленях, Боже, чего бы это ни стоило; я жажду видеть, как Ты восстанавливаешь Твою церковь". Аминь!
Другие книги и проповеди Давида Вилкерсона можно найти на сайте www.davidw.narod.ru
Лучшие проповеди христианских служителей в текстовом виде на русском языке